Сергей Соловьев сделал это. В течение 15 лет он начинал, бросал и снова возвращался. И вот 28 декабря 2006 года. Ровно час ночи. «Анна Каренина», сцена последняя, дубль последний! «Снято!» Все эти годы Татьяна Друбич должна была оставаться Анной Карениной — не толстеть, не худеть, не стареть. Без вариантов. Анна может быть только одна. Так же, как и Алика из «Ассы». Ведь режиссер Соловьев — человек неуемной энергии — весь этот год снимал не только «Анну Каренину», но и «
— Трудно переключаться с классики на андеграунд? — спросили мы у Татьяны.
— Нет. Алика из «Ассы» и Каренина — трагические образы. Алика убила человека, отсидела, вышла и поняла, что убила по ошибке. От такого тоже можно на рельсы лечь. Перед съемками я перечитывала роман Толстого и
— Что было более неожиданным: что съемки «Анны Карениной» завершились или что Соловьев решил снимать «
— «
Сцена у портрета
Это было еще в 16:00 27 декабря. Татьяну позвал Сергей Александрович — обсудить снятое-пережитое. А снимали только что — на наших глазах, как еще живая и счастливая Анна разговаривает с Вронским во время их поездки в Италию. Ведь в кино все идет не как в жизни, а исходя из графика занятости актеров и готовности натуры и декораций. В этот день интерьер был знатный. Особняк ХIX века в центре Москвы — Новая Басманная, дом 14, корпус 1, — со смешным названием из советских времен — Центральный дом детей железнодорожников. Еще недавно здесь снимал «Дело о «Мертвых душах» Павел Лунгин. Теперь в одном из залов центральное место занял огромный портрет молодой женщины в полосатом платье, которая полулежа позирует на фоне роскошного пейзажа. Это портрет Татьяны Друбич в образе Анны Карениной, написанный Вронским во время их вояжа в Италию. (Кстати, всю остальную Италию снимали в настоящей Венеции.)
Горячего любовника семейной дамы играет Ярослав Бойко. Он говорит, что поначалу в костюмной истории чувствовал себя не слишком уютно. Особенно его напрягала
Сегодняшний материал войдет и в «
— Сергей Александрович, вы рады, что «Каренина» свалилась с плеч?
— Да, сегодня эта долгая съемочная дорога с названием «Анна Каренина» длиною в 15 лет закончилась. И я, конечно, рад. Но представляю, что было бы завтра с утра, если б не «
— А почему «
— Чтобы дешевле вышло. Если «Каренина» — нормальная бюджетная постановка, то когда мы начинали «
— Но компьютерные эффекты в «Карениной» будут?
— К компьютерным эффектам отношение у меня сугубо здравое:
«Венчается раба божия…»
Тают свечи у алтаря. Шуршат шелка дамских платьев и от сквознячка колышутся их вуали и фалды фраков кавалеров. Хористки поют «Многая лета». Батюшка вершит одно из великих церковных таинств. Бледная невеста и серьезный, сильно старше жених. Под венцами — Сергей Гармаш и Мария Аниканова. На часах — 23.00 того же дня. Среди полусотни напомаженных гостей выделяются Олег Янковский и Александр Абдулов. В церкви Св. Троицы в Никитниках идет последний час последнего съемочного дня «Анны Карениной».
У церкви — редчайшего памятника архитектуры XVII века, которая сейчас находится на реставрации, есть своя кинематографическая история. Едва Янковский перешагнул порог, как к нему навстречу бросилась одна из участниц реставрационных работ. Она вспомнила, что здесь же почти 30 лет назад проходили съемки одной из сцен картины Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Встреча героя Олега Янковского и героини Галины Беляевой. Сменивший за эти годы миллионы съемочных площадок, об этой сцене Олег Иванович подзабыл.
— Сегодня у меня вообще особенный день, — сказал Янковский корр. «МК». — Утром мы снимали в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого. Я бродил по его комнатам — впитывал в себя атмосферу романа. Посмотрев на маленький стул, на котором творил писатель, я лучше понял Каренина — который в финале остается один с маленькой Аней на руках и говорит катающемуся вдали на коньках родному сыну Сереже: «Ненавижу»…
В «Анне Карениной» Олег Иванович играет малосимпатичного у Толстого супруга Карениной. Во время венчания Левина и Кити (Гармаш и Аниканова) он должен получить судьбоносную записку от Анны.
Родственника великого полководца Голенищева играет сын Соловьева — Дмитрий. Стиву — Александр Абдулов. Здесь же Людмила Савельева и Эдуард Марцевич — родители Кити и Долли (Елена Дробышева): пожилые супруги Щербацкие. Много лет назад они блистали в «оскароносной» «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Непросто узнать в пожилой актрисе юную Наташу Ростову, но порода не исчезает. Людмила Михайловна даже бровью не повела, когда на ее просьбу принести стакан воды
Корр. «МК», воспользовавшись паузой, рассказал Сергею Соловьеву историю о неожиданной встрече Олега Янковского с картиной «Мой ласковый и нежный зверь». Измученный
Пока переставляют свет и у самого Олега Ивановича наметилась пауза, идем в вагончик к артисту:
— За что вы любите своего героя?
— Его невозможно не любить. Я думаю, что Толстой, когда писал «Крейцерову сонату», видел в трагическом герое себя. И Каренина, мне кажется, он тоже отчасти писал с себя. В его жизни были периоды очень сложных отношений с женой. И потом, если не играть Каренина, то кого же тогда играть?
— Последний этап картины снимался более трех лет. За это время ваше отношение к персонажу не поменялось?
— В принципе кино для меня — возможность собраться в компании хороших актеров и прекрасного режиссера и по
— А дальше что? Предложений, наверное, море?
— Интересных, к сожалению, нет. Наш кинематограф уже выпрямился, но его еще пошатывает. Надеюсь, скоро пройдет. Тем более уже есть чему порадоваться: картина Павла Лунгина «Остров» успешно идет в кинотеатрах. Я жду, когда появится больше таких картин. Берегу себя. Уж слишком долго я зарабатывал себе имя, чтобы так просто пустить его в расход и начать соглашаться на неинтересные роли.
— Олег Иванович, а как работалось с вашей экранной супругой Татьяной Друбич?
— Это не первая наша с Таней работа. К Тане очень нежно отношусь. Надеюсь, это будет видно на экране.
Лариса Резникова, Ольга Стерхова