Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Посторонний" Лукино Висконти

Одноименная экранизация повести Альбера Камю.

Кто ведать мог, что сердцу тихий стон

В себе несет мучение такое,

Что слезы из очей текут рекою

И гибель вожделенна, как блаженство?

Но не найти душе моей покоя

С тех пор, как я мадонною пленен

И мне Амур шепнул: «Ты обречен.

Ее необратимо совершенство...»

         — Гвидо Кавальканти, 1259.

 

Лукино Висконти — настоящий виртуоз в адаптации классических произведений. Чего стоят одни только «Белые ночи»! Однако задача переноса на экран известной повести экзистенциалиста Альбера Камю довольно нелегка: мало кто из режиссеров решался на это, и еще меньше тех, кто смог хоть немного приблизиться к сути оригинала.

 

Постер к фильму «Посторонний», 1967

Молодой человек (Марчелло Мастроянни) алжирского происхождения (как и сам Камю), узнав о смерти своей матери, садится в автобус и без особого энтузиазма отправляется на похороны. Он не испытывает «должных» чувств: ни печали, ни боли утраты. В последние годы жизни старушка жила в доме престарелых, и у них почти не было общения.

Чуждый общепринятым человеческим страданиям, главный герой становится жертвой осуждения. Он не понимает, почему должен скорбеть как сын, ведь Мерсо не привык лгать о своих чувствах, а тем более выдавливать их из себя. Вполне естественно, что мужчина сталкивается с недовольством общества: выделяться, особенно таким образом — непростительно. Когда смотритель говорит, что он был единственной поддержкой для матери, герой даже не пытается оправдаться. Чувство стыда ему не свойственно, и если ему безразлично, он с холодностью констатирует, что с мамой «им было не о чем говорить».

Источник: https://www.kinopoisk.ru/.

На следующий день после похорон Мерсо отправляется на пляж, где встречает свою бывшую коллегу Мари (Анну Карину), между ними вспыхивает страсть. Хотя время, проведенное с ней, приносит ему удовольствие, он не в силах рассматривать их отношения более чем просто развлечение. Мари, в свою очередь, питает надежды на серьезные отношения, строит планы и мечтает о браке. Её не останавливает даже тот факт, что на постоянный вопрос «любишь ли ты меня» Мерсо откровенно отвечает: «думаю, что нет». Их связь подкрепляется только физическим влечением, и он не в состоянии предложить ей большего. От подонков его отличает лишь честность, ведь он не кормит Мари пустыми обещаниями или лживыми признаниями. 

На протяжении многих лет главный герой остаётся в стороне, наблюдая за странными соседями, которые кажутся ему одинаково причудливыми: пожилой мужчина постоянно ругается со своей собакой, которую в итоге теряет, а другой молодой человек оказывается одновременно сутенёром и насильником. Жители вокруг него, собственно, симпатии не вызывают, но вносить изменения в их судьбы уже поздно и бесполезно.

Суд.

 «Гордыня, алчность, зависть —

Вот в сердцах три жгучих искры, что во век не дремлют».

          —  «Божественная комедия», Данте Алигьери

 

Как получилось, что Мерсо случайно застрелил араба на пляже, не так уж и важно. Гораздо более значимым является судебный процесс, на который был отправлен обвиняемый. В ходе разбирательства суд превращается из обсуждения убийства в критику по причине того, что «подсудимый не такой, как нужно». Разъяренная толпа очевидцев и обвинителей упрекает его вовсе не за преступление, а за то, что в день похорон матери мужчина «упрямо проявил бесчувствие». На него обрушиваются упреки за то, что в этот момент он смело пил кофе прямо у гроба и курил сигареты, а на следующий день и вовсе развлекался с женщиной.

«В чем же, на самом деле, его обвиняют: в том, что он лишил жизни человека, или в том, что похоронил свою мать?» — задается вопросом адвокат. И в действительности, судят его за второе. Для толпы «быть нормальным» куда важнее ушедшей человеческой жизни. Так, приговоренный к смертной казни Мерсо оказывается гораздо более нравственным, чем многие. Ведь он единственный, кто не лгал, не осуждал, не вмешивался в жизнь незнакомцев и был неравнодушен к чужим бедам.

Не в этом ли, размышляет Камю, сущность трагедии? Оказывается, что никто из собравшихся не готов столкнуться с истиной и, похоже, не желает принимать суровую действительность, предпочитая иллюзорную лицемерную ложь горькой правде.

 

 
 

Post scriptum:

«Все будут одинаковы в гробу,

Так будем хоть при жизни разнолики!»

— Иосиф Бродский

 
 
75


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95