Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Потому что круглая Земля

Валдис Пельш - о героях былых времен: невероятная история удивительных людей


Фото: Первый канал

4-серийный фильм Валдиса Пельша о триумфе отечественной авиации 30-х годов - одно из самых ярких событий документального кино последних лет.

Даже люди, искушенные в истории авиации, открыли для себя неизвестные факты в биографиях известных людей. Для остальных фильм стал сплошной чередой невероятных событий. "Люди, сделавшие Землю круглой" - это экипажи самолетов Валерия Чкалова и Михаила Громова, без посадки перелетевших через Северный полюс в США. Пытался перелететь и экипаж Сигизмунда Леваневского, но его самолет погиб в Арктике при невыясненных обстоятельствах.

И если самые продвинутые еще вспомнят хоть что-то о Чкалове и Громове, то фамилии членов чкаловского и громовского экипажей - Юмашев, Филин, Спирин и Данилин - нам почти неизвестны.

А это были удивительные люди, прожившие яркую жизнь.

А еще это не только познавательное, но и безумно увлекательное кино. Многие факты могут стать вопросами для "Что? Где? Когда?" и других интеллектуальных шоу. Знатокам на засыпку: кто в Советском Союзе был первым обладателем личного самолета? Если не смотрели фильм, то ответ под силу разве что Анатолию Вассерману. А теперь знают все: правительство подарило самолеты У-2 экипажу Валерия Чкалова.

Или вот еще: с кем из советских людей дружила Марлен Дитрих? За счет чего летчики смогли облегчить самолет? Как выжили, когда у них закончился кислород...

О "людях, сделавших Землю круглой" - с автором и ведущим фильма Валдисом Пельшем.

Валдис Евгеньевич, фильм для кого-то был напоминанием о великих людях, для кого-то - абсолютным открытием. По вашим ощущениям, какое соотношение "знатоков" и "первооткрывателей"?

Валдис Пельш: Фильм делался в расчете на самую широкую аудиторию. Мы понимали, что нет в нашей стране человека, который не слышал бы о таких людях, как Громов и Чкалов. Но при этом понимали и то, что для многих людей знания ограничены фразой о том, что были какие-то летчики и куда-то там летали. Поэтому мы хотели рассказать их историю для широкой публики. Думаем, что достаточно раскрыли тему.

Рекордсмены-летчики 1930-х: атлеты, красавцы, супермены. Вопрос: а почему мы не видим таких среди современных летчиков? Они есть, но мы не знаем? Или "таких больше не делают"?

Валдис Пельш: Не знаете - не значит, что таких нет. Лично я знаю достаточное количество таких летчиков.

Возвращаемся в 30-е. Летчики прилетели в Америку и стали там героями. То, что второму пилоту громовского экипажа Андрею Борисовичу Юмашеву предлагали роль в Голливуде и какой-то нереальный гонорар в миллион долларов...

Валдис Пельш: Отчего ж нереальный - прекрасный гонорар. Сегодня это соответствует 17 млн долларов.

Чудовищные деньги для советского человека... А это правда? Летчики любят прихвастнуть.

Валдис Пельш: Это правда. В Голливуде Громова, Юмашева и Данилина встречала Ширли Темпл, была их экскурсоводом. Ширли - самая яркая кинозвезда-ребенок Голливуда и самая юная обладательница "Оскара". Там у наших летчиков были встречи с продюсерами, Андрею Борисовичу на самом деле был предложен миллион долларов за роль в фильме. Отказался за неимением времени. У меня нет ощущения, что они привирали. Посмотрите на Юмашева: вылитый герой вестерна. Ему и предлагали сниматься в вестерне или в боевике.

В США прилетает советский самолет. И Америка ликует, в Нью-Йорке толпа носит их на руках. Летчиков принимает президент. Затем прилетает следующий: и опять триумф, салюты, митинги. А за ним летит еще один... Это для нас праздник. Но для Америки почему триумф? Разве не пощечина?

Валдис Пельш: Каждая великая нация умеет признавать достижения соседей. Должна уметь. Я думаю, можно провести аналогию: мы же сегодня признаем современные достижения американцев. Для нашей молодежи создатель Facebook Марк Цукерберг - это фигура большущей величины и значения. Признавать чужие достижения нормально, даже если вы конкуренты. Поэтому нет никакой проблемы в том, чтобы искренне радоваться успехам человека, который не является гражданином твоей страны. Особенно если он сделал нечто значимое, планетарного масштаба. Наши это сделали.

АНТ-25 - самолет для рекордов. А вот Леваневский летел в США на ДБ-А ("Дальний бомбардировщик - Академия"). Можно сказать, что это была попытка наладить коммерческое сообщение между континентами. А можно рассматривать и как испытание советского экспериментального бомбардировщика.

Валдис Пельш: Дело в том, что у ДБ-А другая дальность, он должен был дозаправляться в Фэрбенксе. Это не попытка проложить четкий коммерческий рейс, это демонстрация возможностей коммерческого рейса. Мы говорили: обладаем не только рекордными самолетами, но и самолетами, которые способны доставить груз.

Сегодня Гонконгские авиалинии летают через Северный полюс в Нью-Йорк по маршрутам Громова и Чкалова. У них в салонах висят таблички, напоминающие об этом.

Стереотип: вторая половина 1930х - лютует НКВД, ищет шпионов. И в это же время наших летчиков отправляют в командировки в США. Как это сочетается?

Валдис Пельш: Так вот и сочетается... Репрессии - не стереотип, они были. Тот же Громов, когда ему предложили возглавить Летно-исследовательский институт, ответил, что прекрасно знает печальную судьбу своих предшественников. Юмашев был в расстрельных списках. Да, слава и огромная популярность давали им некую защиту. В то же время судьба некоторых, например, Филина, грустна. Хотя и они в свое время были очень популярны.

Никаких иллюзий наши летчики не испытывали, знали, что вокруг происходят жесткие вещи. Наверняка не знали причин и масштабов, но все видели. Не слепые.

И в то же время ни один летчик, которого отправили за границу, не стал невозвращенцем.

Валдис Пельш: Скажем так: это тема другого исследования. Я не возьмусь выступать в этой области в качестве эксперта. Но опять же, да, были репрессии, аресты, казни. Но при этом в стране был огромный патриотизм. Летчик - это всенародно обожаемый Герой, ему и в голову не могло прийти остаться в чужой стране.

Любопытный эпизод: Ворошилов дает Громову в Америку 7 тысяч долларов с наказом: оторвитесь там по полной. Так и было?

Валдис Пельш: Он им сказал: гульните там по полной. В смысле, отметьте это событие. В 1935 году никто в мире не осознавал реальной сложности такого полета. Можно сказать, это была попытка взять трансполярную пальму первенства нахрапом. Ворошилов действительно хотел, чтобы они в Америке оторвались и гульнули. Перелететь полюс - событие мирового значения.

В Кремле Леваневский оскорбил Туполева в присутствии Сталина, назвал вредителем. В 1937 году Туполева арестовывают. Эти вещи связаны?

Валдис Пельш: Да нет, конечно. К моменту ареста Туполева Леваневский уже погиб. ДБ-А пропал в августе 37-го, а Туполева посадили в октябре. Это было уже "общее загребалово". К тому же повод для ареста был смехотворен: его обвинили в работе на английскую и французскую разведки. Что полный бред. Если бы его хотели привязать к пропаже самолета Леваневского, то обвинили бы еще и во вредительстве. Но опять же, а как это можно сделать? Самолет, на котором пропал Леваневский с экипажем, не туполевский. Его создал конструктор Виктор Болховитинов.

О кино. Судьба как-то свела с американским летчиком. Он рассказал: фильм "Топ ган" Тони Скотта пилоты называют "мобилизационным". Молодые ребята захотели быть как Том Круз, и в летных школах взлетели конкурсы. Сегодня костяк ветеранов американских ВВС составляет поколение романтиков "Топ ган". Нам сегодня нужен свой "Топ ган"?

Валдис Пельш: Нам нужен не "Топ ган". Нам нужно выработать привычку к хорошему телевидению, к хорошему кино. К сожалению, то, что сейчас происходит на нашем телевидении и в нашем кино, не ведет к позитивным результатам. Уже лет через пять получим результат легкомысленного и бездумного заполнения эфира барахлом. И дело тут не в развлекательном уклоне телевидения. Есть хорошие развлекательные форматы, скажем, "Что? Где? Когда?", и не побоюсь обвинения в хвастовстве - "Угадай мелодию". А вот пустые программы и фильмы несут пустоту, забивают людям голову барахлом. И дальше будет гораздо хуже. Получим людей с формальным чувством патриотизма. Людей, которые не интересуются ничем, кроме потребления.

Вспомните, в 90-х годах все хотели делать мир лучше. Сейчас, мне кажется, мы перестали этого хотеть.

Что, кроме "В бой идут одни старики", можно считать хорошим кино? И "Экипаж" Лебедева какое оставил впечатление?

Валдис Пельш: "Экипаж" я не смотрел. Что касается "В бой идут одни старики", то это фильм для своего времени. Для того, чтобы мы могли разговаривать на одном языке с подрастающим поколением, - надо создавать стоящее телевидение.

Вот АНТ-25 летит на Камчатку, при взлете обрываются тросы шасси. Бортинженер Евгений Стоман пытается исправить ситуацию. Во время съемок вы на себе испытали то, что он проделал в полете...

Валдис Пельш: Не согласен совершенно! Я не испытал и десятой доли того, что испытал Стоман. Потому что Стоман висел с ломом в руках три часа, по пояс высунувшись из крыла. И у Стомана не было парашюта. Он знал, что если совершит неверное движение, то упадет и разобьется. А у меня парашют был.

Одно дело, когда к прыжку готовятся, совсем другое - когда все происходит внезапно. Это риск иного уровня. Вам начальство не говорит: парень, не увлекайся! Ты нам пригодишься.

Валдис Пельш: Я сам определяю, какие вещи я буду делать, а какие нет. И сам определяю степень риска. Я знал, что моя система собрана, в ее надежности был уверен.

Напомним, что Валдис Пельш - многократный рекордсмен России, кандидат в мастера спорта по прыжкам с парашютом, планерист.

Валдис Пельш: Не планерист. Участник рекордов - да, российских и европейских. Был один мировой.

Представим на минуту, что на машине времени Валдис Пельш попадает в 30-е. Партия и правительство доверяют вам лететь в экипаже Чкалова или Громова. Но все идет по руслу "альтернативной истории", и неизвестно, чем завершится полет. Риск, учитывая уровень той матчасти, чудовищный. Рискнули бы? И будь возможность выбора - какой экипаж, кстати, выбрали бы?

Валдис Пельш: Положим, в громовский экипаж меня бы не взяли. Потому что туда брали только лучших. В чкаловский - может быть. Хотя с точки зрения с кем лететь, я выбрал бы, конечно, Михаила Михайловича Громова, рекорд-то он установил. У чкаловского экипажа только пальма первенства.

Хотя по полетам вслепую не было равных Байдукову. А Байдуков был в чкаловском экипаже.

О риске. Надо понимать, что у летчиков свои представления о риске. Если риск оправдан, то он является абсолютно приемлемой имманентой летчика. То есть присущий его природе.

...И еще о Громове. Есть история, которая не вошла в фильм: на заводах North American нашим дали полетать на новых бомбардировщиках В-25 "Митчелл". Громов, облетав машину, спросил у конструктора: а как будете решать вопрос стыковки фюзеляжа с крылом? Конструктор был изумлен: а как вы узнали, что у нас там проблемы? А Громов просто почувствовал. У него было потрясающее чутье. Только хороший летчик чувствует, что с машиной что-то произошло, раньше, чем это покажут приборы. Громов так и реагировал, в этом его уникальность. Так что с точки зрения шкурной безопасности, я напросился бы в экипаж к Михаилу Михайловичу...

Факты из фильма

Экипаж Михаила Громова отказался брать в полет через Северный полюс надувную лодку, часть теплой одежды, охотничьи ружья - на этом сэкономил 250 кг веса. Взял больше горючего. Расчеты показали, что каждый дополнительный 1 кг топлива - это увеличение дальности полета АНТ-25 на 3 км.

Борясь за каждый килограмм, летчики облазили весь самолет и откусили кусачками концы всех болтов, выступающих над гайками.

Горючего Громову хватило бы и до Панамы, но получил приказ сесть в США. Фермер - хозяин пастбища, на котором приземлился АНТ-25, выпросил у наших остатки бензина, разлил его по пузырькам и продал как сувениры.

В 37-м, когда Чкалов возвращался на лайнере "Нормандия" из Америки в Европу, плывшая на этом судне звезда кино Марлен Дитрих попросила у Чкалова автограф. Во время плавания их часто видели вместе. Валерий Чкалов прожил всего 34 года: погиб при испытаниях самолета И-180 в декабре 1938 года.

Михаил Громов - участник и Гражданской, и Великой Отечественной войн. Работал до 1955-го - начальником управления летной службы гражданской авиации. С 1959 по1961 год - председатель Федерации тяжелой атлетики. Умер в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.


Инфографика: Антон Переплетчиков

Игорь Елков

Источник

691


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95