Жизнь состоит из случайностей. Мне ли этого не знать? Вот и тогда одиноко стояла на автобусной остановке, раздумывая над предстоящей поездкой в д. Вокнаволок. Затерялась она в тайге, к северу от Костомукши. Те места тесно связаны со временами рунопевчества. Целый куст мелких деревень сыграл определяющую роль в создании карело-финского эпоса «Калевала». Планка была не высокой. Я собиралась только проехать по карельским сёлам, где около 150 - ти лет назад Элиас Лённрот завершил свой великий труд. Именно он собрал воедино древние песни, сказки, пословицы, загадки. Уже почти не осталось тех, кто слагал легенды карелов, и на встречу с ними я не рассчитывала. Хотя сказителей ещё можно было встретить.
***
Тихая, скромная женщина в ожидании того же автобуса, что и я, стояла в стороне, удачно пристроив к бордюру две тяжёлые сумки. Народ прибывал, а автобуса не было. Лето, дачники на участки едут, всем бы в транспорт вместиться. Вдруг где-то за спиной вкрадчивый голос произнёс:
— Посмотрите на вершину ели, мне кажется там сова.
Та самая женщина, обладательница тяжёлых сумок, стояла рядом, а на высоченной ели, прямо над городом сидела большая странная птица. Думали и гадали, ворона это, или сова, даже фотография, сделанная тут же, не внесла ясность. Потом посадка началась и про птицу я забыла.
Удобно устроившись в салоне, отметила для себя, что напротив через проход села, уже знакомая мне, скромная женщина. Нам ничего не оставалось, как только улыбнуться друг другу и начать беседу. Первым совпадением оказалось, то, что мы обе ехали в д. Вокнаволок, а во второе не сразу и поверила.
Нина Ивановна Ремшуева, как звали мою попутчицу, оказалась очень известным человеком в Северной Карелии. Она являлась невесткой знаменитой карельской песенницы Сантры Андреевны Ремшуевой, которая, к сожалению, покинула наш мир в лето 2010 г. Всего 5 лет, и я могла успеть!
Беседа продолжалась бы долго, если б автобус не встал, круто развернувшись, у сельского магазина. Тут же на деревенской площади Нина Ивановна нашла для меня проводника по Вокнаволоку, обязав после прогулки прийти в её дом и продолжить разговор. Таким образом, я получила приглашение в семью самой Сантры! Именно так звали её в Вокнаволоке.
Мне не терпелось по деревне пройти поскорее и в гости к карелам попасть. Но всему своё время.
Перво-наперво пригласили в местную деревенскую администрацию, где чаем напоили и рассказали о том, что деревню курируют финны. Именно они отстроили современную рубленую школу, привели в приличный вид постройки, подвели асфальт и приезжают сюда на отдых. А ещё они приезжают за местным фольклором, который хранит местный самодеятельный хоровой коллектив «Марргат». Язык местных жителей мало отличается от финского, а потому языковой барьер отсутствует. Отчего ж не приехать в такую красоту?
Деревенская школа удивила. Смоляной запах помещений заполнял собой каждую клеточку моего организма, он проникал глубоко внутрь, одурманивая мозг и заставляя слегка кружиться голову. Ёлкой пахло и на улице, но тут концентрация аромата была такой, что хотелось только дышать, глубоко и долго. Даже информация моего «экскурсовода» усваивалась с трудом.
Учеников в школе не много и обучают их не только общепринятым предметам, но ещё учат древним ремёслам. Например, ткачеству на деревянных станках, искусству аппликации из натуральных кож и меха, а ещё изготовлению национального народного инструмента кантеле, нежное звучание струн которого сразу завоёвывает внимание слушателя.
Деревенский храм стоит у озера Куйтто. Его берега слышали не мало песен. Вокнаволок считается центром руно-певческой культуры. Самые знаменитые сказители были родом из этих мест. Здесь хранилось фольклорное наследие «Свободные люди, свободных лесов». Озёра тут, как зеркала, а реки синее синего. Деревня утопала в полевых цветах, голубых, розовых, жёлтых. Так и казалось, что на берегу Алёнушку встретишь в русском сарафане с петухами, а то и хоровод померещится на поляне, где розовый Иван - чай выше головы.
Типичные карельские дома отличались своей архитектурой от наших хат средней полосы России. Высокие крыши с мансардой были увенчаны «коньками». А вот внутреннее их убранство точно по-русски. Тканые половики по полу, плетёные коврики на табуретах. Берестяные туеса и короба в каждом доме, крышку откинешь, и духмяной берёзкой навеет. Так, гуляя, вышла на ул. Калевальскую, и, купив сладости к чаю, отправилась в дом Ремшуевых.
Стоит он почти в лесу, а напротив его входа, в память о проживавшей здесь хранительнице эпоса, воздвигнут памятник рунопевцу Мийхкали Пертуннену. Среди высоких елей не сразу-то увидишь! Ещё при жизни его называли «Северным Гомером» и являлся он сыном известного Архиппы Пертуннена, с подачи которого началось создание «Калевалы». Вот так случайно я оказалась в этом знаковом месте.
Нина Ивановна с дочерью и племянницей были дома, и очень обрадовались моему приходу. За чайный стол посадили, карельскими калитками угощали. Это такие пирожки из серого теста с начинкой из картошки, щедро залитые топлёным маслом. Описать их сложно, только фотографировать надо.
А потом рассказали о своей бабушке. Прожила Сантра 96 лет! Две войны вытерпела, в эвакуации была, троих мужей пережила, девятерых детей вырастила. Пела она всегда, в любой жизненной ситуации. Если радость ей выпадала, то и песни были радостные, а если горе обрушивалось, то песни горькими были. Она и сама не помнила, когда в первый раз запела. Шутила, говоря, что это всё от страха. Когда по тайге медведи шастали, то сидя на телеге, запряжённой лошадьми, во весь лес пела, что б косолапого отпугнуть.
Сказкам и народным преданиям от своих бабушки с дедушкой, да от родителей научилась. А память она имела феноменальную до самой своей кончины. С русским языком трудно ей было, а всё на своём карельском говорила, и уж, конечно, пела. Пятеро дочерей гуманитарное образование получили, а сыновья работниками стали, кормильцами своих семей.
Более 600-сот песен хранила её память, многие из известного эпоса «Калевала». Среди них была финская песня о Титанике, ушедшем на дно. Имела она 20 куплетов! История гибели морского лайнера была известна и в старину. Каким образом она попала в Вокнаволок, остаётся только додумывать.
Её сноха Нина рассказала, что бабушка Сантра записала несколько компакт-дисков с песнями, сказками и документальными фильмами. Сохранить сокровищницу карельской народной мудрости ей помогли финские друзья, прежде всего писатель и общественный деятель Марку Ниеминен. Он был частым гостем в доме Ремшуевых. Привозил с собой своих студентов, деятелей культуры, композиторов. К 90-летнему юбилею Сантры, финский композитор Хутту-Хилтунен написал оперу на основе её сказок и поставил спектакль в Вокнаволоке.
Дом всегда был полон иностранных гостей, о чём говорили неисчислимые сувениры во всех комнатах. О ней снимали фильмы корейские «киношники» и переводили её песни даже вьетнамские переводчики «Калевалы». Общаясь с гостями, Сантра одновременно работала спицами, вывязывая красивые узорчатые рукавички, хотя последние шесть лет уже была слепа. Делала она это по памяти, не допуская ошибок в рисунке. Раздаривала варежки гостям, попавшим в её дом. Возможно такая каждодневная, мелкая моторика пальцев развивала её память до бесконечности, не давая впасть в «старческое детство». Умерла во сне. С вечера долго пела, сидя на кровати, хотя вся семья, как обычно, уже спала. А утром она не встала.
Последний «Титаник», а лучше «Титан», карельского эпоса закончил своё существование.
До самого вечера мы смотрели фильмы и слушали песни удивительной женщины, которая в Финляндии известна больше, чем у нас в России. Там помнят о русских карелах.
***
До автобуса меня проводила Нина. Мы долго стояли обнявшись. Всего лишь 7 часов провели вместе, как будто жизнь рядом прожили.
Вышла я на окраине Костомукши и в город пошла лесом. К вечерне звонили в храмах. Ели в небеса, церковный звон в кроны! Стоя по колено в траве, просила. Не за себя просила, за Русь мою. Молились ели в вышине, цветы шептались тихо. Звон серебряный, переливчатый. Тоска какая-то душу щемила.
Да как тут не тосковать?