В своем предвыборном выступлении тогда еще кандидат в президенты Дмитрий Медведев обозначил по пунктам перспективный план развития страны, где на первое место поставил борьбу с правовым нигилизмом.
Правовая культура общества зависит, прежде всего, от «головы», от уровня развития правового сознания ее лидеров, представителей власти на местах, а потом уж от населения. Но она же предполагает и личную гражданскую активность самого населения.
Под Богом
Для тех, кто далек от юриспруденции, поясню, что «правом» принято считать совокупность общеобязательных норм и правил поведения, установленных или санкционированных государством.
Правовой нигилизм — тоже юридический термин, буквально обозначающий неверие и отрицание правовых основ государства.
Кто станет оспаривать абсолютную значимость законодательного управления для благонравного и развитого человеческого сообщества, к которому мы стремимся? Право вытекает из естественного порядка вещей, из самой жизни, по Цицерону — из врожденной потребности жить вместе. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма общежития людей, при которой закон, правила общеобязательны как для граждан, так и для самого государства. А цель самого государства Н. Маккиавелли видел в возможности свободного пользования имуществом и в обеспечении безопасности для каждого…
Как показывает каждый день, безопасность в нашей стране — дело случая. То есть никто и ничто не может гарантировать защиты жизни, здоровья, благополучия своих граждан: ни закон, ни те, кто призван его блюсти, — чиновники, милиция и даже суд. Мы ходим не под законом, а исключительно под Богом.
Двойной стандарт
Стабильности и гарантий на всю жизнь никто и не требует — жизнь есть жизнь. У каждого своя участь. В то же время, наши индивидуальные судьбы невольно вливаются в судьбу России. И мы — участники живых процессов — на собственной шкуре ощущаем и переживаем каскады переустройств и различных реформ.
И дело не только в том, что мы — воспитанники силового режима — замкнулись в себе и не верим в правду извне. Что каждый выживает в этой стране тем способом, который ему доступен, часто, во спасение себя, минуя нравственные и правовые основы. Как же тут не вызреть правовому нигилизму, если ряд лет в нашей стране формировалась политика «двойного стандарта»? Одни законы — на бумаге, другие, негласно действующие, существовали и работали в реальной жизни в экономике, в политике и в судебно-юридической практике. И, как показал опыт, более преуспевающими оказались именно те, кто меньше всего считался с чаяниями других, а верил в силу власти и денег больше, нежели в нравственный закон внутри него и порядок вовне.
Рабское повиновение
В то же время, мы, россияне, изрядно потрепанные в течение всей истории, сами несем в себе, в генах, рабское повиновение и не сопротивляемся никаким нажимам до предельно возможной грани терпения. Мало кто личностно, каким бы он мудрым, сильным и талантливым ни был, рискует вступать в борьбу с механизмом, который во много раз сильнее одного человека. Резон ясен: чтобы оставшееся не потерять, дабы не было еще хуже.
А рискнувших защитить свои права и победивших и того меньше. Но даже выиграв одно дело, одну схватку или наказав недобросовестного чиновника в суде, систему целиком мы не изменим. Бедственных, неблагополучных очагов в моем Отечестве столько, что легче перечислять зоны благополучия в виде миллиардеров, у которых, надеюсь, все хорошо. Им не надо пользоваться обветшалой медициной, раскручивать мелкое частное предпринимательство, удушаемое налогами и поборами, неподъемное фермерство, вращаться среди озверевших от нищеты учителей провинциальных школ и детских садов, жить в качестве нищих пенсионеров, матерей одиночек с пособием в 140 рублей за отсутствием отца и так далее.
Живые примеры
Не буду далеко ходить за примером, совсем недавно, в январе, в этой же газете (№ 2 от
Интеллигентного намека недостаточно, нужны санкции для того, чтобы на тебя обратили внимание. И так во всем. На следующий день после выборов, как бы невзначай, подскочили цены в магазинах. Продавцы объяснили, что подняты закупочные цены на продуктовых базах… Значит из моей небогатой продуктовой корзины еще убыло.
Мы — зубами, мы — клыками
Чтобы стало комфортнее мне и моим детям, я обязана быть с зубами, когтями, клыками… уметь постоять за себя и предугадать очередную ловушку или крен существующей системы… с ваучерами, с обменом денег, с обвалом рубля, теперь доллара… Что на очередном этапе готовит нам гуманное правовое государство? Вернее, персоны, которые нами рулят? Говорить о правовой защите, блюсти порядок и защищать реально — оказывается, не тождественные процессы. Говорить мы умеем.
Мне все равно, кто у руля: Медведев, Иванов, Петров, Сидоров. Во всех случаях хочется, чтобы государство не отделялось от людей и было своим гражданам благожелателем, сохраняло каждого человека, как высшую ценность… И чем меньше в этом пафосной риторики, тем реальнее мне и другим поверить в существенность и стабильность нашего положения, а значит — и в гуманную власть.
Что заслужили
А пока, видимо, мы имеем то государство и такую власть, которые заслуживаем…
Как считал философ И.А.
И.А. Ильина, как личность, склонен к неуважительному поведению; как гражданин, он считает преступление не постыдным, но делом удали, склонен к клятвопреступлению, чванству и раболепию, лести и покорности, к злопамятству и бунту.
Как властвующий, он — взяточник, вымогатель и самодур, не умеющий и не желающий отличать публичное благо от частного и жертвовать вторым во имя первого. Отсюда, по заключению Ильина, он создает власть, не уважающую духовное достоинство гражданина, не доверяющую ему, отрицающую всякое значение свободы; власть, которая правит запретом и страхом и может поставить свое са-
мосохранение выше достоинства своей страны (И.А. Ильин «Основные задачи правоведенья в России» в кн.: «Родина и мы», Смоленск, 1995, с.
Хоть мы и не надеемся на помощь извне, научились полагаться только на себя, приспосабливаться к различным условиям неблагоприятной среды, но, к великому сожалению, еще уповаем на «барина»,.. который приедет и всех расставит по местам. А чего мы стоим без «барина»? За что каждый из нас готов нести ответственность на своем месте?
Деформации сознания
Приходится сознаться, что эти свойства и качества присущи нам и узнаваемы на каждом шагу. С таким наследием мы вошли в новую эпоху. И если не со всем этим можно согласиться, то не учитывать кризис духовный, политический, социальный, кризис правосознания в российском обществе невозможно ввиду реального уровня жизни на настоящий день.
Как показали результаты небольшого статистического опроса, проведенного среди местного населения различных видов деятельности, возраста и пола, большинство опрошенных в той или иной степени имеют отрицательное отношение к правовому способу жизни и к силе закона.
Несовершенная и противоречивая система законодательного управления, ненадежные декларативные принципы и неравенство всех перед единым законом стало благоприятной почвой для разрастания множества деформаций сознания и, в первую очередь, правового нигилизма.
Помимо прямого нарушения законности, существует множество скрытых механизмов, разрушающих государственные устои и вносящих разброд в умы и души граждан. Таким фактором, значительно подрывающим общественный правовой уклад, является многоступенчатая чиновничья бюрократия, живучесть которой обусловлена противоречивостью общественных интересов и возможностью манипулировать ими в корыстных целях.
Главный принцип бюрократа — сохранение и увеличение власти. На правительственном уровне «разбухание» госаппарата — верный признак «загнивания», упадка всей системы.
Понятно, что там, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно, воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения.
Ваша Людмила Исаева