У Санты Клауса (Мэл Гибсон) выдался очень непростой год. Несмотря на старательность исполнительных эльфов, фабрика по производству рождественских подарков работает в убыток. Над ней норовят взять контроль военные, которые в обмен на субсидии, формулируют очень специфические заказы. Не верящие в волшебство обыватели обороняют от Санты свои жилища, а залатывать раны приходится ему самому. В такой ситуации только и остается, что тискать темнокожую Снегурочку, исподтишка таская у нее согревающие имбирные печеньки.
Откровенно не радуют старика и непослушные детишки, которые демонстрируют чудеса привередливости. Одному из них настолько пришлись не по нутру подарки Санты, что он решил его заказать профессиональному киллеру. У того обнаруживаются свои резоны для четкого выполнения задания. Но логово Санты ещё предстоит рассекретить, а сделать это не так-то просто.
Демифологизация Рождества Христова началась в американском кинематографе не вчера. Одной из первых ласточек стала комедия «Один дома», в которой ряженый Санта Клаус предстает уставшим работягой, который не способен избавить юного героя от смертельной опасности. Апогея эта тенденция достигла в «Плохом Санте», где все атрибуты праздника буквально вывернуты наизнанку. Причины такого отношения к Рождеству требуют своего осмысления, что и попытались осуществить создатели «Охоты на Санту».
Вместо воспоминания о приходе Спасителя на землю в фильме показаны циничные маркетинговые расчеты. Один из тех, кто ими занимается, прямо заявляет в кадре: праздничный дух повышает продажи. Не потому ли Санта оказывается здесь настолько уязвимым, а висящее над порогом Распутье не спасает от вторжения лихоимцев. «Сон не схоронил, а крест не спас тех, кто прожил в стороне», - как поется в одной песне группы «Алисы».
«Все забыли дух Рождества, жертвенность дарения», - говорится в рождественском хорроре «Крампус». Показанные в «Охоте на Санту» последствия этого непотребства вполне закономерны. Но вот реализация замысла вызывает большие вопросы. Если это игра на поле «Одного дома», то откуда фонтаны крови? Если это ментальное продолжение «Плохого Санты», то почему рождественский старик настоящий? Второго «Крампуса» тоже не получилось, потому что атмосфера хоррора здесь заменена беззубым фэнтези. И нельзя не пройти мимо симптоматичного курьеза: к «Охоте на Санту» можно написать минимум три принципиально отличных друг от друга синопсиса – и со стороны будет казаться, словно речь идет о трех разных фильмов. Вряд ли это можно считать достоинством…
В результате получился олдскульный боевик, чуть припудренный социальными и мистическими элементами. Мэл Гибсон ещё держится бодрячком, да и самоирония ему не чужда. Особенно это ощутимо в эпизоде, где свою силу он скромно объясняет стероидами. Что касается рождественских чудес, то Эшом и Йен Нелмс сделали вид, что не имеют к ним ни малейшего отношения. Иначе откуда эта отчаянная попытка заменить любовь на страх?
Денис Ступников