Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Праздник на все характеры и темпераменты

Чтобы каждый ребенок нашел свое место в пространстве новогоднего действа

Чем меньше остается листков на истончающемся календаре, тем острее ощущается в воздухе предчувствие праздника. И даже вполне взрослые люди, смущенно улыбаясь, ловят себя на совсем детском ожидании чуда. Хотя опыт прожитых лет однозначно дал понять, что чудес не бывает, мы отважно мастерим праздник для подрастающих детей. Стараемся как умеем, наверное, в память о своем детстве, когда сугробы были восхитительно огромными, конфеты в подарочной картонке пахли так, как ничто уже и никогда больше не пахло, а последние дни декабря тянулись мучительно долго, и была в той длительности сладость предвкушения.

Благодаря этому жизнь в конце декабря становится необычайно суматошной. Подарки куплены и, упакованные в хрустящее и разноцветное, старательно спрятаны, елка дожидается своего звездного часа на балконе, билеты на елочные представления обещают ребенку череду ярких волшебных впечатлений. А школа пестрит гирляндами, обрывками цветной бумаги и музыки — это идут репетиции праздничных вечеров и огоньков.

И вот он наконец наступает. Праздник. Ребенок в день школьной елки вскакивает задолго до рассвета и с восхищением разглядывает костюм, на конструирование и расцвечивание которого были брошены силы всей семьи в последнюю ночь. А войдя в зал, он сначала забивается в угол, потом сбивчиво читает стихи и после долгожданного праздника плетется из школы понурый, скучный, молчаливый. Ту же картину случается увидеть на представлении во Дворце спорта или Доме культуры, где и Дед Мороз, и «Елочка, зажгись!», и конкурсы, и подарок — вот он, зажат в замерзшей ладошке. Да и подростки иногда возвращаются с классного огонька или дискотеки расстроенные, раздраженные. Как же так? Мы ведь так старались, чтобы сделать для них праздник...

В детство, как в воду, нельзя войти дважды?

Новогодние праздники, пожалуй, самые чудесные, самые детские, самые сказочные. Хочется заварить душистый чай и нырнуть в кресло, завернувшись в теплый плед, обязательно прихватив старую-престарую книгу сказок Андерсена. Нам кажется, что зима умеет возвращать в детство. Или это только иллюзия, воспоминание, подретушированное годами?

Ведь для ребят зима совсем другая. Гораздо больше, чем об уютном кресле, они мечтают выскочить на улицу, чтобы зарываться в сугробы; азартно лепить снежки и большущую снежную бабу; мчаться, усевшись на портфели, с горки; стирать подошвы, скользя по дороге. Дети бегают, носятся, наполняются зимней свежестью, чтобы потом насладиться всеми чудесами Нового года.

И образ настоящего праздника у нас, взрослых и ребят, тоже разный. Хорошо бы не просто устраивать для ребят новогодние радости и удовольствия, исходя из своих взрослых (и очень искренних) представлений, а подумать сначала, что порадует наших детей на самом деле.

Перевоплощение

Устраивая новогоднее веселье, хорошо бы учитывать некоторые особенности детского восприятия. Праздник для ребенка — это всегда стресс. В зависимости от ситуации, от предыдущего опыта и от индивидуальных особенностей этот стресс может носить и позитивную, и негативную окраску. Например, для первоклашки, который еще не вошел в роль ученика, не успел почувствовать себя в школе уверенно, переодевание в карнавальный костюм может стать настоящей трагедией, хотя он радовался костюму, искренне ждал праздника.

Ребенок еще не освоил одну роль, а тут ему надо быстро, при всех, под громкую музыку и в окружении всеобщего хаоса перевоплотиться еще в кого-то. Ведь дети, особенно дошколята и младшие школьники, роли не играют, они их искренне проживают.

Тяжело реагируют на шумные многолюдные праздники и переодевание в том числе и застенчивые, боязливые, тревожные дети. Они не в состоянии позитивно воспринимать новую ситуацию, поскольку не могут спрогнозировать, что их ожидает. В результате они часто решают, что лучше отказаться от праздника вообще. Таким детям на празднике будет спокойнее с родителями.

Ребята, в дошкольные годы испытавшие негативный опыт во время празднования Нового года (испугались Деда Мороза, громкой музыки, плакали во время чтения стихов), тоже могут настороженно относиться к праздникам в школе. Они боятся, что негативная ситуация может повториться. Дети-интроверты (замкнутые, необщительные) могут не любить праздники, если их заставляют привлекать к себе общее внимание, выделяться.

Зато для артистичных, взбалмошных детей, для которых очень важно внимание окружающих, новая роль — это всегда плюс. На первых порах нужно, чтобы роли были им под стать (разбойник, пират, скоморох) — так ребенок имеет возможность выразить себя, побыть в родном образе.

Но иногда можно предложить очень активным ученикам и спокойные, совсем противоположные их внутреннему настрою роли. Так они смогут почувствовать себя по-другому, и это будет для них новым опытом. В любом случае роль должна быть добровольно согласована, а не навязана ребенку.

Чаще всего противоположные своему характеру роли выбирают активные дети, им этот эксперимент интересен, а вот спокойные, замкнутые ребята такой подход не приветствуют.

Важно, чтобы родители и учителя учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка. Если ребенок не хочет переодеваться в карнавальный костюм, пусть выберет самую любимую одежду, в которой ему комфортно, украсит ее (если захочет) блестящим дождиком, выберет безопасное, на его взгляд, место в зале и ведет себя на празднике так, как ему удобно, — хочет, танцует со всеми, а хочет, просто наблюдает.

Тревожные дети могут помогать учительнице, быть постоянно возле нее, держать за руку, подсказывать, подавать что-то. Так они будут чувствовать себя в безопасности. Быстрым, динамичным ребятам важно дать возможность максимально себя раскрыть — это может быть участие в спектакле, конкурсах. При этом они должны следить за тем, чтобы не мешать праздновать другим детям. Для проведения праздника очень важно, чтобы каждый ученик нашел в этом пространстве свое место. Помочь, удерживать в поле внимания каждого ученика — это задача учителя.

Дед Мороз в переходном возрасте

В старших классах не меньше замкнутых, застенчивых, тревожных, трудных подростков. Их главное желание — чтобы окружающие их принимали и понимали, хотя демонстрируют они при этом независимость и взрослость. Организуя праздник, важно учитывать эту особенность. Если учитель пользуется доверием ребят, они могут вместе придумать сценарий праздника, или взрослый дает возможность сделать это самим ребятам. Таким способом педагог покажет, что доверяет ребятам и уважает их мнение.

А вдруг старшие школьники захотят отменить все конкурсы и заменить их дискотекой? Ничего страшного, это их внутренний порыв. Учитель в таком случае может аккуратно внести свои коррективы, предложив придумать такую дискотеку, чтобы она запомнилась всей школе на многие годы (в хорошем смысле!). К примеру, разве не может быть дискотека с Дедом Морозом, который танцует брейк-данс?

Зная, чем живут ребята, что их интересует, доверяя своей интуиции и веря в каждого из них, можно устроить праздник не для галочки в плане воспитательной работы, а наоборот, повеселиться на славу.

Может пригодиться

Новый год дает нам шанс объединиться, детям и взрослым, хотя, наверное, правильнее было бы сказать — детям и взрослым детям. Ведь в каждом из нас глубоко спрятан ребенок, который так хочет хотя бы иногда пожить в реальном мире, помечтать, покорчить рожицы, вываляться в снегу. Давайте сделаем этот Новый год настоящим праздником и получим удовольствие от его приближения, предлагает Ирина Волощук.

Перед праздником на уроке труда малыши могут изготовить по две новогодние игрушки. Пусть каждый выберет ту, что лучше удалась, чтобы сложить все выбранные в красивую коробку и подарить другому классу, который (по тайной договоренности с коллегой) сделает то же самое. Так у нас из обычного урока труда получится необыкновенный урок дарения и принятия подарков. Полученными в дар и сделанными своими руками игрушками можно украсить елочку в классе.

Классный руководитель может на небольших открытках написать каждому ученику что-то именно про него (восхититься хорошей чертой ребенка или отметить, что у школьника удачно получилось в этом году, либо просто написать слова поддержки). Такую открытку вместе с подарком может достать из мешка Дед Мороз.

Кто в школе не бросался записками? Обычно учителя без восторга реагируют на этот детский народный обычай. Но накануне Нового года все в нашей жизни ждет волшебных превращений. Пусть каждый — и взрослый, и ребенок — напишет что-то приятное, праздничное на листке бумаги (с тобой интересно, ты непредсказуем, ты надежный друг; можно прогнозировать хорошие события: в этом году ты узнаешь что-то чудесное) и бросит его в класс. Так все одновременно бросают и читают прилетевшие к ним записки.

Новый год — время чудес. Учителя могут удивить своих учеников, придумав сценарий и показав мини-спектакль для школьников. Наверняка они будут в восторге. Кроме того, это будет иметь и позитивный психологический эффект — вы станете ближе к детям, они увидят в вас не только наставников, но и интересных, близких по духу людей. Да и вы получите массу удовольствия.

Зажгите «Свечу желания». Для этого учитель, Дед Мороз или другой сказочный персонаж раздает детям маленькие свечки, зажигает одну свечу, а потом дети передают огонь от одной свечки к другой. Верхнее освещение при этом надо потушить, пусть зал или класс наполнится живым теплым светом. А потом под сказочную торжественную музыку дети приготовятся загадать желание. Вслед за этим наступит тишина, каждый молча загадает желание, задует свечу, и в темноте зажгутся огни на елке. Чтобы не рисковать — все-таки открытый огонь, — можно стать в круг, так учитель сможет видеть всех учеников одновременно (на общешкольном празднике в актовом зале в круг встает каждый класс).

Дед Мороз может выборочно поспрашивать учеников, каким бы они хотели видеть второе школьное полугодие, какие качества учителей для них особенно важны.

Как же в Новый год обойтись без сказки? Есть такая игра на развитие воображения «Что дальше?»: кто-то начинает сказку, а остальные по очереди придумывают, что было дальше. Дед Мороз в нужный момент из мешка вытаскивает какой-то предмет, который рассказчик обязательно должен включить в повествование. Эти предметы должны быть неожиданными и абсолютно никак не связанными между собой. Так получится смешная и увлекательная сказочная история.

Ирина Волощук

685


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95