В Альметьевске (Тарарстан) запущена арт-программа «Сказки о золотых яблоках», объединившая уличных художников, фольклористов, антропологов и экспертов в области живописи. Проект рассчитан на пять лет и предполагает создание монументальных росписей зданий, скульптур и медиаинсталляций, интегрированных в городскую среду. За последние годы это лишь одна из инициатив, призванных преобразить жизнь провинции за счет современного искусства. «Известия» изучили новый тренд.
Экспериментальные арт-проекты в России активно расширяют свою географию и творческие ресурсы. Фестивали, форумы, биеннале формируют художественное пространство малых городов, рождают различные сценарии взаимодействия людей искусства, зрителей, урбанистов и властей. Причем участвуют в этом не только региональные, но и крупнейшие федеральные институции — как, например, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО.
— Современное искусство давно стало инструментом преобразования территорий. Когда современное искусство приходит в город, оно дает главное — новый образ мышления о себе и о городской среде вокруг, что особенно важно для малых городов, где острой проблемой остается отток населения, — рассказала «Известиям» директор по региональному развитию ГЦСИ Алиса Прудникова. — Приведу в пример небольшой городок Сатка в Челябинской области, который инициировал программу социокультурного развития всей области, предполагающую художественные резиденции, стрит-арт и паблик-арт.
Важная особенность подобных проектов — опора на местные традиции. Так, в Альметьевске произведения искусства, рождающиеся по замыслу создателей прямо на улицах, были вдохновлены местным эпосом и мифологией. «Сказки о золотых яблоках» (название программе дал одноименный татарский миф) объединили национальные легенды, обряды, особенности быта. 14 живописцев, в числе которых «иранский Магритт» Мехди Гаданьялу, впервые посетивший Россию, работали под чутким руководством антропологов и этнографов.
В работе форума, инициированного санкт-петербургским Институтом исследования и развития стрит-арта, приняли активное участие и местные власти.
— Программа направлена на формирование культурного, образованного общества. Мы хотим приобщить людей к новейшим арт-тенденциям, сделать город удобным для жизни, работы и отдыха, — рассказал «Известиям» мэр Альметьевска Айрат Хайруллин.
Похожие цели ставили и в городе Выкса Нижегородской области. Там ежегодно проходит международный фестиваль «Арт-Овраг». Трехдневный форум городской культуры отличает комплексный подход: фестиваль объединяет изобразительное искусство, музыку, танец, спорт, кулинарию. В числе главных задач «Арт-Оврага» его создатели называют творческое и интеллектуальное развитие населения. Мероприятие становится площадкой для художественных экспериментов с участием местных жителей.
— Форум направлен на непрерывное просвещение горожан. Помимо основной фестивальной программы, мы учредили в Выксе круглогодичные арт-резиденции, образовательные проекты, а также параллельную программу для местных жителей, ориентированную на развитие творческого потенциала, — пояснила «Известиям» продюсер фестиваля Юлия Бычкова.
В планах фестиваля — расширение арт-пространства Выксы и поиск новых форм взаимодействия произведений искусства и горожан. В октябре в Выксе состоится I Всероссийская конференция по развитию малых городов и исторических поселений. А в следующем году на форуме, по словам кураторов, предполагается реконструкция промышленных зон Выксы, которые будут переделаны в культурные кластеры.
Оригинальные художественные программы предлагают фестиваль ленд-арта «Архстояние» в Никола-Ленивце, фестиваль уличного искусства «Стенограффия» (зародившись в Екатеринбурге, он ныне проходит в девяти населенных пунктах страны). Уникальным проектом является Ширяевская биеннале. Ее центральная часть — Номадическое шоу предполагает совместное путешествие художников и зрителей по арт-маршруту и непосредственный контакт жителей с произведениями искусства. В 2017 году по итогам биеннале ГЦСИ в составе РОСИЗО организовал выставку в Москве
Анастасия Попова