Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Примите телеграмму зимы!»

Записки метельного декабря

Слишком простая тайна

Рождество и Новый год — вот они, у порога. Радостное ожидание окутывает детское сердце, таинственно поблескивают шарики на елке, а под елкой горка свертков с загадочным содержимым. Эти ощущения так знакомы! Но иной раз думаешь: неужели вся тайна Рождества и новогодья только в ожидании подарка — то тебе подарят, что ты так просил и хотел, или не то? И не сами ли мы, взрослые, делаем так, что наши дети вырастают именно в таком «вещном» ощущении праздника?

Только, пожалуйста, поймите меня правильно — я вовсе не против яблок и леденцов на елке, не против шуршания серебристой подарочной обертки. Но очень хочется подарить детям на Рождество настоящее чудо. Тем более что оно есть, и совсем рядом. Нет, нет, я не волшебник. Я просто учитель и просто мама.

Уроки снега

Чудеса — это когда все по-другому, не так, как всегда, каждый день. Разве не чудо, например, снег, который преображает серый мир поздней осени и делает его совершенно новым, блистающим и волшебным? Мы к этому так привыкли, что даже не замечаем. А дети счастливы, что есть снег, чудесный снег. Но — надо идти в школу... А в школе не место снегу. Его сметают веником у порога и изучают на уроках природоведения. Правда, я знаю имена двух педагогов, которые отменяли уроки и убегали с детьми на улицу. Специально, из педагогических соображений. Потому что никто еще точно не знает, от чего ребенку пользы больше — от хорошего урока или хорошей возни в снегу. Или от них обоих вместе. Тех педагогов зовут Корчак и Амонашвили. Потом они возвращались назад, и обычные уроки были, кстати, всем в радость.

А у себя в школе, в третьем и четвертом классах, мы делали вот что — принимали телеграммы зимы. Спрашивали детей: «Вы уверены, что зима обязательно наступит 1 декабря? Как узнать точно, когда она уже придет насовсем?» И каждый день, первые две минуты первого урока, дети строчили телеграммы — описывали, что они видели с утра, от имени госпожи Зимы. Ничего особенного, но видели бы вы их глаза в это время! Словно какой-то моторчик работал внутри, разогревая детское сердце. Щеки покрывались румянцем, лица озарялись улыбкой. А дальше были русский, математика и что там еще по расписанию. Но эти минуты зимнего утра дети проживали в школе в своем, детском мире, не оторванном от снега и морозного ветра. И потому гораздо легче входили в мир взрослой культуры.

О пользе мусора

А вот еще чудо — никому не нужные вещи превращаются в яркие игрушки и удивительные подарки. Детская комната и класс начальной школы — просто настоящее царство полезного мусора. «Ну, это мы знаем, ничего нового и волшебного тут нет. Уроки ручного труда, изготовление елочных игрушек и подарков маме — все это всегда было в школьной программе!» — скажут мне серьезные люди. И слава Богу, что все это было и есть. Но может быть, для настоящего волшебства лучше поставить посреди класса большую коробку с разноцветной оберточной бумагой, поставить на стол баночки красок, клея, разложить ножницы и обязательно сдвинуть все столы вместе. Для волшебства нужен дух мастерской, а не урока с партами. И учитель должен хотя бы на время превратиться в мастера, который придумывает и делает вместе со своими маленькими подмастерьями, а не объясняет пошаговую технологию изготовления. Дети очень любят делать что-нибудь рядом со взрослым, вместе со взрослым.

Замечательная Татьяна Бабушкина была настоящим мастером по превращению мусора в разные волшебные вещи. Может быть, вы помните ее снег из белой бумаги, простреленной канцелярским дыроколом? У каждого ребенка в ее клубе был мешочек такого снега, и когда они разом вытряхивали мешочки, в комнате случалась настоящая снежная буря. Разве это не чудо? Разве оно нам не по силам?

Другой, совсем другой

Это все про маленьких, скажут мне. Их-то легко удивить и обрадовать, они все живут в сказочном мире. А как быть с угрюмыми, настороженными, ленивыми, замкнутыми подростками? Не знаю. Может быть, так — попробовать поменять стиль взаимоотношений с наставничества на соработничество. Эта попытка станет самым неожиданным подарком для наших учеников. Вообще-то ничего нового здесь тоже нет. Жизнь хороших подростковых клубов и школ всегда строилась на этом — на совместном интересном деле детей и взрослых, существующем помимо учебы.

Мы, например, у себя в школе захотели не просто издавать журнал силами учеников, обучая их издательским технологиям, а создали «Журнал сообщества учителей и учеников», как написано на обложке. Совместно набираем, верстаем, корректируем, придумываем разные дизайнерские ходы. Но самое ценное, что в журнале соседствуют тексты ребят и взрослых, их художественные и фотоработы. И это опять ситуация мастерской, когда трудятся на виду друг у друга и разговаривают всерьез, что так ценят подростки. И что удивительно — многие юные авторы вдруг решают начать наконец заниматься. Именно у тех учителей, с которыми они вместе создают журнал. Это разве не чудо?

Чудо прощения

И вот наконец самое главное, по-моему, чудо — когда взрослые поступают так, как дети не ожидают. Мы прекрасно знаем, какими тонкими психологами они бывают, с какой легкостью прогнозируют наше возможное поведение и подстраиваются под него. Но есть один сюжет в нашей жизни, в котором никогда нельзя с точностью предсказать, как повернется дело. Это сюжет конфликта, в котором ребенок очевидно виноват перед нами. Невыученные в очередной раз уроки, потерянные, испорченные, украденные вещи, драка, двойка в четверти, и даже не одна — список бесконечен и у каждого свой. Мы горим праведным гневом и полны воспитательной решимости. А тут Рождество — елка, подарки и все такое. И мы, конечно, грозно говорим ребенку, что он наказан и подарков ему не видать, как собственных ушей. Мы правы как будто. Но стоп, мы как-то забыли, что, собственно, празднуется в Рождество. День рождения Бога, пришедшего к людям.

Да, мы старше, опытнее, может быть, даже умнее и, несомненно, образованнее наших детей. Но мы на самом деле такие же. Для Бога мы одинаково любимые дети. А Бог, как написано в одной умной книжке, любит каждого больше всех. Если мы отставляем в сторону представления о справедливости, возмездии, научении, воспитании и оставляем только одно слово — любовь, нам остается только одно — просто простить. Принять человека в свое сердце, несмотря на то, что он натворил, и жить дальше. В надежде на то, что, когда мы в свой черед оступимся, и нас простят тоже. Вот тут-то и начинается настоящее чудо Рождества.

Елена Литвяк

692


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95