Думая о будущем ребенка, задаем себе и такой вопрос: мы хотели бы, конечно, чтобы наших выросших детей любили. Но каких людей любят люди? Каких не любят?
Нас не так волнуют недостатки человека, как его стремление скрыть их, поднять себе цену, обмануть. Неправда в человеке раздражает безмерно.
Но как трудно воспитать цельного, правдивого человека!
Многие родители требуют от детей, чтобы те говорили правду, «всю правду». Но у нас нет права на душу ребенка. Будем принципиальны в вопросах чести, но побоимся сильно принципиальничать в житейских обстоятельствах. Ребенок скрытничает или обманывает, чтобы не огорчать родителей. Чтобы покороче ответить. Или ему неохота давать отчет о происшедшем. Или боится подозрений, боится, что его не поймут. Так дадим ребенку возможность обманывать нас весело: " Ой, врешь! Чувствует мое сердце, что врешь!« — смеется мама, и мальчик смеется, и тем дело кончается. А вот разоблачая ложь, мы гордимся своей проницательностью, но меньше любим своего ребенка, и он меньше любит нас.
Дело не в говорении правды. Мы относимся к ребенку лживо всякий раз, когда не уважаем его достоинство. Стремиться к правде — всей душой ценить и уважать человека и самого себя как человека. Стремиться к тому, чтобы нигде и ни в чем человек не был унижен, обижен, оскорблен, не оценен, оставлен в небрежении.
Говорение правды — это не все. Гораздо важнее правдивость поведения. Ребенка можно приучить всюду действовать как надо, но не потеряет ли он самого себя?
Как-то я ждал с мальчиком электричку на пустынной платформе; он шалил, бегал, смеялся, махал руками, изображая птицу, дурачился. Какой-то человек привязался ко мне: почему я плохо воспитываю его? Видеть вольного мальчика ему было невыносимо: «Вот из таких-то...»
Но расти цельным, подлинным, искренним человеком — значит расти без страха перед укорами и насмешками, не бояться выглядеть глупым, смешным, отстающим.
Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался казаться лучше, чем он есть, приходится исключать принуждение везде, где это возможно. Однако скажут: хорошо растить без принуждения детей, которые и сами по себе отличники в учебе и пример в поведении. А если двойки да прогулы? И отлетают от нас благие намерения, кончается терпение, нам мерещится ужасное будущее детей.
Ошибка взгляда на детей как на солдат, которым тяжело в учении, но легко в бою, состоит в том, что под словом «воспитание» понимается одно лишь принуждение. Воспитание смешивают с дрессировкой. Между тем лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка к правде, приучает быть самим собой.
Никто в этом мире не защищен, кроме правдивого человека, который есть то, что он есть. У него лучшая защита — уважение людей.
Симон Соловейчик