Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Признания Вячеслава Бутусова: о месте на сцене и новой группе

«Орден Славы» и академические опусы

Вячеслав Бутусов – создатель легендарной и, увы, уже почившей в бозе группы Nautilus Pompilius никогда не боялся экспериментировать и двигаться вперед.

Относясь, безусловно, к рок-батальону, NAU с самого начала играли музыку, выходящую за рамки жанра в его традиционном понимании. В 2019 году появилась новая группа «Орден Славы». В этом году ее лидер отмечает 60-летие, продолжая на концертах исполнять свои хиты вперемешку с новыми песнями. Пользуясь случаем, «МК» пообщалась с музыкантом.

Совсем недавно он выступил на сцене одной из крупнейших открытых летних площадок с большой концертной программой. С отросшими волосами и бородой, Бутусов сейчас напоминает больше не рок-идола, а умудренного опытом и годами старца. Тем более что чем дальше, тем больше, кажется, он углубляется в философию, религию, размышления о вечных ценностях. Говоря о них, нельзя не вспомнить его относительно недавние опыты, связанные с отечественным наследием. Это композиция на стихи Пушкина «Чудное мгновенье» и песня «Идиот» с прямой отсылкой к Федору Михайловичу. Обе они прозвучали на сцене, а на огромном видеоэкране транслировались клипы на них.

В случае с Пушкиным все получилось весьма консервативно и канонично: к этому опусу было создано анимационное видео, на котором вырисовываются профили Александра Сергеевича, Гончаровой и другие связанные с поэтом фигуры и образы. А вот клип на песню «Идиот» был сделан знаменитым художником комиксов Константином Комардиным в стиле киберпанк. И вот что он рассказал о нем: «Зима. Санкт-Петербург после апокалипсиса. По обрывкам газет, зависшим видеороликам и прочим источникам информации становится понятно, что был проведен эксперимент по оживлению русских писателей. Были созданы киборги, которым сделали искусственное сознание, загрузив в мозг все известные тексты писателей. Это сделано, чтобы поднять уровень культуры. Киборги ожили и ужаснулись от того, что происходит вокруг. В итоге писатели (РобоДостоевский, РобоПушкин и РобоТолстой) стали всадниками апокалипсиса и причиной войны с человечеством…» Получился остросюжетный полуфантастический экшн. Интересно, что в клипе есть прямая цитата на «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».

Разумеется, на выступлении не обошлось без всеми любимых хитов — «Я хочу быть с тобой», «Дыхание», «Крылья», «Зверь», которая звучала в сопровождении кадров из фильма «Брат». Правда, сегодня все эти композиции играются в абсолютно других аранжировках, нежели те, в которых они исполнялись в оригинале. Возможно, таким образом артист экспериментирует, а может быть, все дело в совместных авторских правах на оригинальные версии, которые он разделяет с бывшими участниками Nautilus Pompilius. О причинах распада легендарного коллектива до сих пор ходит много разных слухов. Музыкальная «подводная лодка» опустилась на дно в 1997-м, и в этом смысле знаменитая песня «Титаник», выпущенная за три года до смерти коллектива, стала пророческой. В 2001-м Бутусов выпустил сольный акустический альбом «Тихие игры», 9 композиций с которого исполнял еще вместе с «Наутилусом». В его записи активное участие принял мультиинструменталист и композитор Олег Сакмаров (именно он является автором знаменитой партии флейты в «Прогулках по воде»). Надо сказать, что песни, написанные Ильей Кормильцевым — автором большинства хитов «НАУ», туда не вошли. В то же время Вячеслав вместе с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном основал команду «Ю-Питер», с которой и продолжил свою рок-историю. При этом Nautilus Pompilius пару раз воссоединялся в оригинальном составе, чтобы выступить на фестивале «Старый новый рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии»-2004.

Есть несколько версий распада коллектива, однако многие свидетели того времени в голос говорят о том, что вокруг него всегда царила не совсем здоровая атмосфера. Сменяющие друг друга менеджеры думали только о своей выгоде, многие люди из тусовки пытались попасть в ближний круг и оторвать кусочек от пирога славы, при этом поэт и философ Илья Кормильцев, которому Бутусов должен был быть во многом благодарен за свой успех, оказывался в стороне. Его имени даже нет на обложке легендарной пластинки «Разлука» 1986 года. Так или иначе, группы не стало. Спустя время на ее место пришел «Ю-Питер», но это уже была совсем другая история. Она продлилась довольно долго, но в марте 2017 года и эта веха закончилась, а в 2019-м музыкант заявил о рождении новой команды «Орден Славы», с которой выступает до сих пор. На вопрос, как возникла идея ее создания, он отвечает, что для него это стало абсолютно логичным продолжением и «НАУ», и «Ю-Питера». Пользуясь случаем, «МК» пообщался с ним о местах силы, творческих опытах, сотрудничестве с зарубежным мастером и связи современной музыки с классической литературой.

- Вячеслав, в этом году у вас юбилей. Как вы относитесь к круглым датам? Есть ли ощущение некоего рубежа, или цифры - это условность?

- Цифры, конечно, - условность, но они впечатляют и обязывают. Рубежи тоже открывают новые возможности. Раньше это были альбомы или книги. Теперь для меня начинается этап освоения академической музыки, возможно, сотрудничество с театром.

- Какие точки для вас стали самыми запоминающимися, поворотными в творческой истории?

- Их очень много, но самые главные – это Художественная школа им. В.И. Сурикова, Архитектурный институт, группа Nautilus Pompilius, написание житейской сказки «Верика».

- Каким стал для вас прошедший год? Насколько ощутимо было вынужденное отсутствие концертов? Как вы провели это время?

- Долгий период карантина для меня ознаменовался началом написания симфонических опусов вслед за фортепианным альбомом и активными занятиями спортом. В остальном это был привычный затворнический режим в тихом семейном кругу.

- Меняется ли с годами отношение к старым песням и их осмысление? Бывает ли так, что вы находите в них для себя какие-то новые смыслы? Насколько органично для вас они сочетаются в репертуаре с более «молодыми» песнями?

- Некоторые песни со временем приобретают новое значение, например, «Я хочу быть с Тобой» для меня на каком-то этапе стала восприниматься как обращение к Богу. Также «Дыхание» - как пример преданной самоотверженной человеческой любви. И многие другие песни, которые стали в прямом смысле служебными, то есть обязательными.

- С начала своего музыкального пути вы были достаточно смелым экспериментатором в музыке: еще то, что делал Nautilus в ранние периоды творчества, нельзя назвать роком в классическом понимании. Вы сочетали элементы разных жанров, искали свое звучание. Как сегодня преломляется эксперимент в нынешнем творчестве? Важен ли он для вас?

- Когда человек осваивает новое поле деятельности, для него каждый шаг – эксперимент. А когда сад вырастает и деревья становятся большими, наступает период возделывания и бережного ухода. Мои эксперименты в сторону усложнения музыкальной структуры песен привели меня в мир академический музыки, где открываются другие просторы, другие масштабы, другие возможности.

- Я знаю, что мастеринг альбома «Аллилуия» вашей новой группы «Орден Славы» делал известный американский инженер Боб Людвиг. Как сложилось ваше сотрудничество?

- Боб Людвиг мне интересен своим сотрудничеством с мастерами эпохи расцвета рок-музыки – Led Zeppelin, Пол Маккартни, Queen, Nirvana, Radiohead и многими другими. Он опытный профессионал, член академии Грэмми.

- На пластинке звучит песня «Идиот», две версии композиции на стихотворение Пушкина. Чем для вас интересно обращение к классическому наследию?

- Что касается классического наследия, это для меня неисчерпаемый кладезь, пещера Алладина, сокровищница всемирных достижений. И литература, и музыка, и изобразительное искусство настолько взаимосвязаны, что только вместе могут представлять собой полноценную картину истинного предназначения мира. Я уже несколько лет тружусь над идеей «Потерянного Рая» Джона Милтона по мотивам ветхозаветной истории. Это самое крупное трагическое событие всего человечества во все времена. В описании Милтона это ещё и вселенский «хоррор», не сравнимый ни с какими современными ужастиками.

- Вы уже много лет на сцене. Есть ли ощущение, что вы начинали заниматься музыкой совсем в другое время? В какую сторону оно изменилось, по вашим ощущениям, сейчас, и как это отражается на музыке?

- Я много лет на сцене, несмотря на то, что до сих пор не могу себе найти места на сцене в прямом и в переносном смысле. Но я твёрдо осознал, что это моё призвание, я призван на это поприще. Конечно, мы начинали в другое время, тогда казалось, что весь мир живёт в ожидании нашей музыки, более того – с восторгом воспринимает. Сейчас, на мой взгляд, есть проблема пресыщенности, и самое печальное, то, что я называю эпидемией века - болезнь недовольства. Отсюда и все болезненные процессы общества с изуродованными плодами жизнедеятельности. Я не говорю, что этого не было раньше, но сейчас человеческое самоуничтожение уже достигло чудовищных размеров.    

- До 9 класса вы жили в разных сибирских городах. Сибирь многие (в том числе рок-музыканты родом оттуда) называют особым краем, местом силы. Ощутили ли вы на себе это влияние? Еще одно «место силы», с которым вам удалось соприкоснуться, это Екатеринбург (в прошлом Свердловск). На протяжении долгих лет там появлялись и продолжают появляться до сих пор очень интересные музыкальные явления. Как вы думаете, с чем это связано?

- Для меня вся наша страна – это место силы. Потому что самое главное – это природа, а природа у нас богатая. Всё остальное второстепенно, потому что неестественно.

- Вы выпустили несколько книг. Интересно ли сейчас продолжать работать в этом направлении? Рождаются ли какие-то литературные произведения?

- Книги я пишу, как один длинный ежедневник, записывая разного рода мысли: и те, что прочёл, и те, что увидел, и те, что приходят в голову фантасмагорическим путём. Затем уже выделяю какие-то основные темы. У меня книги растут, как деревья, – не быстро.

Наталья Малахова

Источник

237


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95