Совсем другой жанр документального фильма канала «Россия» «Убийство Романовых. Последний аргумент» (режиссёр Андрей Кирисенко). Непривычного для нашего ТВ — достойного, интеллигентного и действительно документального. Здесь «впервые восстановлена вся цепочка сложнейшего поиска останков царской семьи и детальных исследований с использованием передовых достижений науки и технологий, а также приведён последний, возможно, решающий аргумент, который способен поставить точку в многолетнем споре вокруг величайшей и страшной тайны ХХ века». Это цитата из анонса «России», который, на удивление, соответствует действительности. Без суеты и натуги, с помощью свидетельств поисковиков и экспертов, с привлечением богатого архивного материала рассказано, как всё происходило на самом деле. Объяснено, почему подлинность находки Гелия Рябова не вызывала доверия… Поразило его неожиданное воспоминание о советском министре МВД Щёлокове, который выражал желание побывать в Ипатьевском доме, в подвале, где произошла трагедия, и постоять на том самом месте, где была расстреляна царская семья… Замечателен общий (не мистический, не истерический) тон рассказчиков и диктора.
Вообще фильм сделан мастерски, без нажима и дешёвых приёмов, которые во что бы то ни стало должны были бы удержать зрителя у экрана. «Последний аргумент» и без них не отпускал, погружая в драматические обстоятельства поиска и идентификации останков, а также трагические дни и часы июля 1918 года. Создатели фильма не настаивали ни на одной из версий, и, может быть, именно поэтому сложилась объективная картина событий. А недавняя, научно подтверждённая находка захоронения Марии и Алексея Романовых, будем надеяться, ставит точку в длительных спорах о подлинности останков царя, его семьи и приближённых.
Первый канал отметил скорбную дату выступлением Эдварда Радзинского, после серьёзных документальных фильмов смотревшимся странно. Безусловно, в свободной стране каждый имеет право на свою трактовку произошедшего, решать, что видели и ощущали перед смертью будущие жертвы, всё это дело совести и такта известного драматурга, имеющего, судя по представленному эфиру, немало поклонников и почитателей. Просто не вполне понятно, какое отношение к телевидению имеет экранизация радиообращения Радзинского? Быть может, автор действительно полагает, что, лично исполняя на экране собственные тексты, он поднимает их на новые высоты? Харизма внешнего облика весьма субъективна. Да и чисто сценические навыки бывшего студента Историко-архивного института сомнительны: хаотические, неорганичные движения руками только отвлекают от постижения содержания. Поэтому, чтобы лучше вникнуть в суть, куда удобнее было не смотреть на экран практически в течение всей трансляции, переведя телевизор в разряд радиоприёмника. И постигнутая таким образом суть оставила странное ощущение… Ощущение некой обиды драматурга на нарушение его приоритета в раскрытии этой темы. Рефреном по всей «телерадиопрограмме» было рассыпано
Пётр КОСОЛАПОВ