Недавно решила перечитать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение не произвело на меня теперь столь сильного впечатления, как это было в школьные годы.
Может быть, всё потому, что я читаю много философской и богословской литературы. Стало ясно, что Иешуа Га-Ноцри — это вовсе не Иисус Христос. Персонаж книги не имеет с ним ничего общего в принципе. Потому этот роман несколько поблёк для меня.
Раньше роман звучал как некое откровение — интеллигенция в ту пору мало что знала об Иисусе Христе. Теперь, спустя годы и благодаря массовому распространению духовной литературы, рассказанная Булгаковым история выглядит бледной.
Иешуа Га-Ноцри — всего лишь персонаж романа. И предстаёт он перед читателем жалким, бродячим, бессильным проповедником. У него есть только один ученик — Левий Матфей. Иешуа с лёгкостью отказывается от своего учения, говоря, что он не произносил тех слов, что записаны в свитке. А истина в итоге сводится к излечению мигрени у Понтия Пилата.
Но в романе Булгакова есть над чем задуматься. Сатана является именно с тот момент, когда председатель МАССОЛИТа Берлиоз пытается доказать поэту Ивану Бездомному, что Христа не было на свете, и укоряет своего коллегу поэта за то, что Иисус Христос получился в поэме как живой. Иван Бездомный попирает ногами образ Христа, нарисованный на песке, и видит помощника сатаны Фагота, кстати сказать, бывшего регента. И это тоже не маловажная деталь. Ведь регент — это церковнослужитель.
А потом в разговор на Патриарших прудах вступает и сам Воланд-Сатана. Он рассказывает собеседникам историю допроса и казни Иешуа Га-Ноцри. Потом Воланд устраивает сеанс чёрной магии в варьете и показывает во время представления, что люди по прошествии множества веков внутренне нисколько не меняются, разве что в их сердцах возник новый порок («квартирный вопрос»). Они продолжают прелюбодействовать, готовы гнаться за роскошью и всё также скупы.
Казалось бы, в романе воспевается любовь Мастера и Маргариты. Но если посмотреть со стороны, так ли уж она прекрасна? Мастеру именно дьявол подбрасывает деньги в корзину с грязным бельём. Он закрывается в подвале особняка, пишет роман о Понтии Пилате, который никто не хочет издавать.
Мастер встречает Маргариту на улице. Они влюбляются в друг друга с первого взгляда. Любимая считает роман гениальным. А его автор со временем теряет и работу, и собственное имя, становясь просто мастером. Роман доводит своего автора до сумасшествия. Писатель сжигает свою рукопись в печке. Мастер сам добровольно приходит в психиатрическую клинику, расставаясь накануне с Маргаритой.
Их любовь с самого начала порочна, потому что это измена героини своему мужу. Женщина потом страдает из-за потери возлюбленного и продаёт в итоге душу дьяволу, чтобы его вернуть. Маргарита становится ведьмой и принимает гостей на балу у сатаны.
В итоге Мастер и Маргарита умирают оба, переселяются в царство тьмы, становятся вечными призраками. Мастер не заслужил света, а только покой, потому что его произведение лживо.
Дьявол водил рукой Мастера по бумаге, это можно понять из реплики писателя-историка:
«О, как я всё угадал!».
И возможна ли в царстве тьмы вечная любовь? Большой вопрос. Мастер и Маргарита обречены скорее на вечный сон.
Такие мысли родились после перечитывания романа. Наверное, тем классика и хороша, что каждый раз (по мере твоего личного развития и духовного роста) являет новые грани, которых раньше и не замечал или не был способен осмыслить.
Дарья Молчанова