У каждого есть возможность определить свою судьбу и род деятельности, но для этого очень важно понять, что же тебя интересует на самом деле? Интересует настолько, что готов посвятить этому делу жизнь.
Еще со школьной скамьи мы привыкаем к сортировке предметов и занятий на любимые и нелюбимые. Любимые всегда интересные, нелюбимые — наоборот, даже если все получается.
Что-то отталкивает, тревожит, не дает насладиться полнотой учебного процесса, проникнуться таинством знаний. Причин у подобного отторжения несколько, и они являются главным фактором в выборе будущей профессии.
Долгое время я восхищался врачами, поскольку почти вся моя семья так или иначе связана с медициной, хотел даже сам стать доктором. Возможно, поэтому в школе мне нравились биология, химия и физика. Их преподавали интересно, мне нравилось разбираться в формулах и уравнениях. Каждый знает, что хорошие учителя способны заинтересовать предметом. К счастью или сожалению, от личности учителя зависит очень многое. И, может быть, ориентироваться на эту фигуру — не самый плохой способ учиться.
Можно сказать «повезло», если предмет, который нравится, напрямую связан с выбором будущей профессии. Но ведь бывает же и такое, что для нее требуются еще и те предметы, от которых возникают легкие приступы тошноты и мимолетные панические атаки. В чем же может быть проблема, и как ее искоренить?
Итак, что же, по мнению психолога Евгении Лепешовой, является главной причиной отторжения предмета из программы:
- Непонимание самого предмета или отдельных его разделов, которое портит общую картину, особенно если обычно вы привыкли всё «схватывать на лету». Такое часто бывает при переходе в новую школу, когда выясняется, что одноклассники успели за прошлый год пройти больше материала.
- Неадекватный или просто непривычный для вас стиль или методика преподавания. Например, вам привычно выполнять четко поставленные задания, а учитель формулирует их расплывчато, либо темп преподавания слишком высокий для вас и т. п.
- Неосознанное подражание реакции одноклассников (друзей, родителей) на предмет - когда это отношение к уроку не столько ваше собственное, сколько вы идете за мнением большинства или значимых для вас людей.
- Ну и, наконец, необъективное или просто негативное отношение к вам педагога, что тоже не такая уж редкость. Формируется оно по самым разным причинам, зачастую это просто пресловутое сильное первое впечатление, и изменить его бывает далеко не просто. Естественным образом на уроке становится некомфортно, это же отношение переносится на сам предмет.
Оставлять это просто так нельзя, особенно, если вы понимаете, что предмет в дальнейшем понадобится и он реально нужен. В такой ситуации есть несколько альтернативных способов.
В наш век развития технологий и науки практически любую информацию можно найти в сети. Если не нравится манера преподавания учителя, скучно, нудно и кроме конспектов и параграфов нечего почитать – почему бы не посмотреть научно-познавательные фильмы и передачи по данной тематике? Визуализация, интересная подача и относительная интерактивность и наглядность позволят отвлечься от привычного заучивания и переписывания, уделив больше времени узнаванию нового. Плюсом будет то, что такие передачи превосходно завладевают интересом.
Не менее распространенный вариант – позаниматься с репетитором. Казалось бы, зачем платить деньги за то, чтобы заниматься предметом, который и без этого опостылел. Но тут интересен обратный эффект. Зачастую занятия не нравятся, потому что из внимания выпадает какая-то информация. Пусть даже самая незначительная, но она все равно портит самооценку и впечатления. Занятия с репетитором помогут закрыть пробелы в знаниях и полюбить предмет – бывало и такое!
Наконец, последний способ полюбить предмет – посетить дополнительные школы, например, летние. Они хороши тем, что обучение происходит в процессе игры, общения и разных интерактивов. Плюс ко всему – новые преподаватели, у которых еще не сформировалось мнение об учениках, посему они не смогут вести себя предвзято.
Таким образом, ученикам по сути не нужно выбирать, какой предмет самый любимый и связывать жизнь с ним. Есть множество способов перебороть свою неприязнь и получать от образование полный спектр удовольствий. Однако такой подход требует большой силы воли и ответственности, потому что бросить на полпути уже не получится.