У вас когда-нибудь возникало ощущение, что вы занимаетесь не тем, чем должны или хотели? Ходите на неинтересную работу, да и специальность вам не особо нравится? Возможно, вы всегда любили рисовать, но родители сказали, что этим себя не прокормишь, и отправили вас вместо художественной школы на курсы экономистов. Разумеется, когда вы подросли.
Очень многие родители начинают задумываться о творческих способностях детей уже после того, как они пойдут в школу. Тут начинаются разнообразные кружки и секции. Однако таланты детей проявляются гораздо раньше. Грамотно определить интересы ребенка и выявить его творческие предрасположенности – важная задача, о которой очень многие забывают.
Существует множество исследований, посвященных вопросам развития творческих наклонностей у людей в раннем возрасте. Большая часть их них выделяет несколько основных этапов: 1-2 года, 3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет и 9-14 лет. Каждому периоду соответствует формирование определенных характеристик и интересов. Родителям важно пронаблюдать за ребенком в это время и дать ему стимул и возможности расти дальше в интересной для него среде.
Итак, мы имеем 5 периодов формирования детского сознания и развития творческого потенциала. Их можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- Один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
2) Три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества.
3) Пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Для родителей важно не пресекать творческий интерес ребёнка, а поощрять его, даже если увлечение временно.
4) Семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
5) Девять-четырнадцать лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
Не так много людей могут похвастаться тем, что их способности вовремя выявили и помогли им развиться. В мире, тем не менее, есть множество примеров, когда талант ребёнка не остаётся без внимания, когда ему помогают. Никого не удивишь тем, что это в основном европейские страны или США. В России почему-то гораздо меньше внимания уделяется творчеству, а в Японии, например, детей учат рисовать и петь даже раньше, чем читать и писать. Таким образом им прививают чувство прекрасного.
Кто-то скажет, что не может ребенок всерьёз чем-то интересоваться, что для него это кратковременные забавы, однако это не так. Вот два достаточно ярких примера раскрытия раннего потенциала. Я неспроста выбрал наших современников, чтобы не возвращаться к 19 веку, когда можно было бы привести в пример того же А.С. Пушкина.
Первое имя – Аким Камара, юный скрипач из Германии. По словам родителей, он ещё с пеленок проявил любовь к музыке, научился играть на скрипке в 2 года, а в 3 года уже дал свой первый концерт. После этого его заметил известный голландский скрипач Андре Рьё. Уже через год они вдвоём выступали на стадионе Parkstad Limburg Stadion и собрали аншлаг. Восхищенный талантом юного скрипача, Рьё оплатил ему обучение на скрипке и фортепиано. Сегодня Акиму уже 16 лет, и его абсолютны слух помогает ему без труда покорять всё новые и новые высоты мастерства.
Вторым в моем списке идет ещё один музыкант Итан Бортник. Ему всего 9 лет, но он уже превосходный пианист, актер и композитор. Его игра настолько виртуозна, что мало кто может поверить, что перед ними играет девятилетний ребёнок. Слух Итана помогает ему не только запоминать и воспроизводить сложнейшие композиции, но и писать собственную музыку. Отец мальчика отмечает, что сын интересуется разными музыкальными направлениями.
Полагаю, родителям стоит задуматься о том, чего на самом деле хотят их дети, прислушиваться к ним, а самое главное – слышать их. Ребенку будет в сотни раз приятнее заниматься тем, что он выбрал самостоятельно, к чему душа лежит. Об этом говорит и сам юный Бортник: «Родителям стоит перестать навязывать детям какие-либо интересы и заставлять их учиться. Дети должны сами выбирать своё хобби, а родителям нужно лишь помочь им и поддержать».
Устами младенца, как говорится. И я искренне надеюсь, что каждый творческий ребёнок сможет получить возможность развиться и дорасти до признанного мастера своего дела.