Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Продажа скульптур позволит нам продержаться примерно десятилетие»

Директор Музея Огюста Родена Катрин Шевийо — о критических убытках из-за пандемии, русских покупателях и эротических рисунках мастера

Музей Огюста Родена будет распродавать работы великого скульптора, чтобы покрыть убытки от пандемии, которые составили €4,4 млн. Одно из известнейших культурных заведений Франции оказалось в критическом положении после того, как потеряло из-за COVID-19 больше двух третей своих посетителей. Об этом «Известиям» рассказала директор Музея Родена Катрин Шевийо в преддверии возобновления работы учреждения в столичном пригороде Медон — там создатель «Мыслителя» жил много лет.

— Как вы переживаете пандемию? Насколько ощутимы потери музея?

— Обычно в это время года 70% наших гостей — иностранцы, а остальные — французы. Сейчас туристов нет, поэтому число посетителей сократилось до 30%, что не так плохо в нынешних условиях. Мы терпим колоссальные убытки, но стремимся не унывать. Приняли все возможные меры предосторожности и в первую очередь изменили маршрут так, чтобы посетители не пересекались.

— Значит, положение не критическое?

— Именно критическое, потому что наши поступления рухнули и убытки составляют примерно €4,4 млн из общего бюджета в €11 млн.

— Однако французские власти пообещали выделить на поддержку музеям более 600 млн. Наверное, и вас не обойдут вниманием?

— У Музея Родена особый статус. Он находится на самофинансировании. Поэтому даже в кризисной ситуации вынужден черпать средства из своих резервов. Мы получаем от властей деньги только на капитальный ремонт. При этом являемся государственным музеем, подчиняемся министерству культуры, не имеем права увольнять своих служащих.

— Как случилось, что одна из главных французских достопримечательностей оказалась без финансовой поддержки правительства?

— Так захотел сам Огюст Роден. Он завещал государству свои скульптуры, особняки в Париже и в Медоне, архивы и авторские права, в соответствии с которыми мы можем отливать его бронзовые скульптуры в количестве 12 экземпляров. Все они считаются подлинниками. Именно их продажа позволяет нам пополнять бюджет. Некоторые — «Мыслитель» или «Граждане Кале» — давно исчерпали установленную квоту. Другие — например, «Поцелуй» — пока еще нет, а третьи до сих пор существуют только в одном экземпляре. Отмечу, что в последние годы нам стали больше помогать меценаты — французские, американские и др.

— Кому ваш музей обычно продает работы Родена?

— Другим музеям, галереям и частным коллекционерам в США, Европе, а в последнее время и в странах Персидского залива и Азии. Недавно один русский выразил желание купить работу Родена. У нас можно выбрать скульптуру для парка или особняка. Самые дешевые стоят €30–50 тыс., а самые дорогие — несколько десятков миллионов. Помимо 12 работ из бронзы, которые считаются оригиналами, мы делаем репродукции — они, разумеется, многократно дешевле. Словом, наши «запасы» позволят нам продержаться примерно десятилетие.

— Вы интересуетесь происхождением денег у потенциальных клиентов?

— Мы обязаны это делать как музей государственный, который контролирует Французское антикоррупционное агентство.

— Среди главных жертв COVID-19 вы называете культуру. Когда Музей Родена рассчитывает выбраться из кризиса?

— Для этого нам потребуется два или три года, и они будут очень трудными. Туристов больше не станет до тех пор, пока не появится вакцина и не закончится пандемия. Люди по-прежнему будут бояться путешествовать.

— Эксперты не исключают закрытия музеев в разных странах. Неужели их нельзя спасти?

— Во Франции национальные и муниципальные музеи материально защищены надежной системой, благодаря которой удастся амортизировать нынешние потери. Напротив, в таких странах, как Соединенные Штаты, где большинство музеев частные, некоторые наверняка закроются.

— Странно, что прекрасные французские музеи попали в зависимость от иностранных туристов. Почему в них не ходят сами французы?

— Одних соотечественников недостаточно, чтобы обеспечить необходимые поступления. Мы делаем всё, чтобы их стало больше в кризисную эпоху. Минувшим летом в парке Музея Родена проводили выставки, давали уроки рисования. Особым успехом пользовались пикники на пленэре. К нам можно было либо приходить со своей едой, либо покупать ее в нашем кафе. Правда, приносить с собой вино запрещено, но его покупали на месте. Возможно, повторим подобный пикник в гостях у Родена будущим летом.

— Давайте поговорим о самом Родене, которого обычно знают хуже, чем его работы. Что он был за человек?

— Как ни странно, довольно застенчивым. Исходя из масштаба его скульптур, он представляется великаном. На самом деле Роден был маленького роста, блондином с голубыми глазам и с большой бородой, за которой он как бы прятал свое лицо. Его главным увлечением в жизни была скульптура, всё, что с ней связано, и прежде всего нескончаемые эксперименты.

— Можно ли его считать величайшим ваятелем XIX столетия?

— Несомненно. Одновременно Роден оказался связующим звеном двух веков, творцом, который дал импульс появлению современной скульптуры. Не предтечей, а катализатором новейших тенденций в искусстве. Ко мне часто приходят скульпторы из разных стран, творчество которых не имеет ничего общего с Роденом. Но они поражены его новаторством и убеждены, что многим ему обязаны.

— По словам самого Родена, на его работы «надо смотреть сквозь слезы эмоций». Для вас он романтик, импрессионист, символист или даже авангардист?

— Я бы назвала его скорее экспрессионистом, который создал свой собственный изобразительный язык. Так, он первым занялся ассамбляжем, которым впоследствии увлекся Пикассо. Роден брал античную вазу из своей коллекции и размещал внутри гипсовое изваяние. Свои ассамбляжи он показал в 1900 году на большой выставке, на которой побывал Пикассо. В конце жизни мэтр больше не создавал новых работ, а возвращался к старым — изменял их, переделывал.

— Родена, по вашему мнению, не назовешь скульптором прошлого. Чем он для нас актуален сегодня?

— Бесконечными поисками. Он пошел на разрыв с традициями Ренессанса, которые доминировали в скульптуре на протяжении нескольких веков. Роден был новатором в своем искусстве — подобно Клоду Моне или Эдуарду Мане в живописи. Работа над скульптурой для него никогда не заканчивалась. Он не воспринимал скульптуру как нечто завершенное, а как произведение, которое постоянно претерпевает изменения. Мог трудиться над одной и той же вещью долгие годы, оставался недоволен результатом, не завершал работу в срок. Поэтому у него постоянно возникали проблемы с заказчиками. Главным в искусстве считал не красоту, а истину, всё настоящее и подлинное, которое другим могло казаться уродливым.

— «Мой «Мыслитель», — объяснял Роден, — думает не только головой с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но и каждым мускулом рук, спины и ног».

— Он полагал, что в скульптуре замысел мастера должно выражать всё тело. При этом убирал то, что считал лишним. Поэтому у Родена есть скульптуры без головы или без руки. Посмотрите внимательно на «Мыслителя», который сидит, поставив правый локоть на левое колено. Попробуйте принять эту позу, и вы увидите, как это трудно.

— Почему мэтр предпочитал мрамор для женских фигур и бронзу — для мужских?

— В любом случае он больше всего любил бронзу, хотя его клиенты и коллекционеры обычно предпочитали мрамор для своих заказов.

— Но для выражения «чувственного экстаза» Роден выбирал бумагу.

— Да, когда мэтр не занимался скульптурой, он рисовал. Его рисунки были не эскизами будущих работ, а особым творчеством. Роден просил свои модели не позировать, а находиться в постоянном движении в его мастерской. Он рисовал их, не глядя на лист бумаги. Писал Айседору Дункан, которая открыла в Париже свою школу танца. Скульптор в своих работах на бумаге применял декупаж задолго до Анри Матисса.

— На выставке Родена, которая прошла в вашем Музее в 2018–2019 годах, поражали его эротические рисунки, которые современники скульптора называли порнографическими.

— Он ни в чем не знал меры — ни в работе, ни в женщинах. По отношению к ним он был настоящим чудовищем. Можно сказать, что Роден коллекционировал представительниц прекрасного пола. В его распоряжении было много моделей. Но гарем он все-таки не держал (смеется).

— Роден восхищался «Русскими сезонами» Сергея Дягилева и писал о великим Вацлаве Нижинском: «Всё тело выражает то, чего требует разум: у него красота фрески и античной статуи; он идеальная модель, с которой хочется рисовать и лепить». Почему статуэтка танцовщика так и осталась незаконченной?

— За исключением классики, он любил всё новое в танце. Возможно, что Роден хотел, чтобы статуэтка Нижинского осталась незавершенной. «А разве соборы закончены?» — отвечал мэтр, когда его спрашивали о работах, которые казались незаконченными.

— Летописцем Родена на протяжении пяти последних лет был прекрасный фотохудожник — эмигрант и бывший революционер Петр Шумов. Какова судьба фотопортретов Родена?

— В фонде нашего музея около 200 его снимков. Часть работ Петра Шумова мы показывали на выставке «Роден и фотографии». Среди его учеников была и замечательный русский скульптор Анна Голубкина. Мы собираемся издать на французском языке ее мемуары

— В феврале будущего года в Музее Родена и Музее Пикассо одновременно пройдет выставка двух гениев. Что сближает столь разных художников?

— Первоначально экспозиция должна была открыться в сентябре нынешнего года, но из-за коронавируса ее пришлось отложить. Мы расскажем, как Пикассо был связан с Роденом в течение всей своей жизни, об их диалоге-конфронтации, точках соприкосновения. Вспомним опять-таки ассамбляжи. В творчестве обоих исключительное место занимали эротические мотивы. Наконец, в 1950-е годы Пикассо часто рисовал роденовского Бальзака.

— Почему имя Родена связано с двумя городами — Парижем и Медоном?

— В Париже Огюст Роден был публичной фигурой, а на своей вилле Брийан в Медоне — частным лицом. Там он жил, там была его мастерская, в которой сегодня собраны роденовские оригиналы, выполненные в гипсе. Там он похоронен вместе с женой. На их могиле установлена копия «Мыслителя». Каждый год 17 ноября мы собираемся в Медоне, чтобы отметить годовщину его смерти.

Юрий Коваленко

Источник

342


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95