Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пропаганда на блюдечке

Агитационное искусство первых лет советской власти в Русском музее
На выставке "Искусство в жизнь" в Русском музее представлено более 250 произведений первых лет советской власти. Огромная по масштабам, она получилась емкой и цельной. Кураторы смогли соединить здесь и скульптуру, и эскизы праздничного убранства города, и агитфарфор, и даже одежду, скатерти, портсигары… Ведь все это было своего рода листовками, пропагандирующими новый стиль жизни.
 

Музейщики признаются, что многие предметы увидели здесь впервые. Экспозиция имеет четкие временные рамки: 1918-1925 год. Не случайно. 1918-й - первая годовщина революции. А в 1925-м изделия "совдепии" были продемонстрированы на выставке в Париже. Некоторые даже получили там высокие награды, вплоть до золотых медалей.

Понятно, что русский авангард начался до революции. Но кажется, именно революция сумела навязать его миру. Вот платья, сшитые по эскизам Любови Поповой и надежды Ламановой. Этот стильный женский костюм-тройку с жакетом, юбкой и шарфом, охотно надела бы даже сейчас любая модница. А супрематические эскизы для рисунка тканей Веры Мухиной будоражат воображение: представляю, как восхищали они дам, привыкших видеть "веселенький ситчик", цветочки-лепесточки.

Известно, что одним из первых ленинских решений было создание плана монументальной пропаганды. И на выставке есть предметы, показывающие его воплощение. Вот эта серия огромных деревянных скульптур, изображающих Степана Разина и его дружину работы Сергея Коненкова, была установлена в 1919 году на Лобном месте в Москве. А скульптуры "Рабочий" и "Крестьянин" Ивана Шадра были знакомы каждому советскому человеку, потому что они в прямом смысле попали на деньги - украшали советские купюры 20-х гг.

У экспозиции четкие временные рамки: с 1918 по 1925 год

И все-такиглавное в этих залах не идеология, а праздник искусства. Это понимаешь, когда видишь, с каким вдохновением создавали новый язык искусства художники разных школ. Это отчетливо заметно в зале, где собраны эскизы украшения улиц к первой годовщине революции. Альтман, Пуни, Лебедев, Добужинский, Петров-Водкин - кажется, Петроград в 1918-м превратился в музей под открытым небом.

Фото: Автопортрет А. А. Рылова

Но, пожалуй, самый интересный зал - артели народных промыслов. В 20-х они активно осваивали новый язык, порождая подчас презабавную продукцию. Например, скатерть, где среди традиционных народных петухов вписаны красные звезды, шестеренки и серпы с молотами. Или палехскую роспись "Битва белых с красными". Или удивительный бюст Льва Троцкого, служащий одновременно подставкой для флага. Кстати, изображений Троцкого, как и других вождей революции, на изделиях ДПИ немало. Представлены на выставке и такие, где облик Троцкий уже вытравлен железной рукой революции. Например, на фарфоровой тарелке, выпущенной к семилетию Красной армии. Однако при определенном ракурсе его смутный облик проступает - как напоминание всем нам, зрителям, чем вскоре обернулась вся эта красота, так активно внедряемая в новую жизнь.

Источник

401


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95