Говорят: «Ведь надо же детей воспитывать!» — и рассуждают о необходимости применения насилия, насилия открытого, физического, или скрытого, лукавого насилия над желанием и мыслью ребенка.
Нет! Если это называется воспитанием, то воспитывать детей не надо.
Воспитание — это стремление предотвратить появление жестокости в будущем взрослом человеке. Я только и делаю: борюсь с проповедниками жестокости по отношению к детям, жестокости тем более опасной, что мы ее и не замечаем в себе, что она — впрочем, как и любая другая цивилизованная жестокость — оправдывается необходимостью или неизбежностью.
Дети, даже вроде бы самые злые, все-таки не несут в себе зла. Маленький кричит всю ночь напролет и не дает спать семье, но есть ли в нем зло? Нет, конечно. Зло зарождается от применения насилия. При последовательном насилии над ребенком зло в его душе укрепится, разрастется, и тогда — увы, добрые идеи потеряют для него смысл, станут ложными и вредными.
На жестокость детей нельзя отвечать жестокостью. Но позволить себе относиться к детям великодушно, прощать их — для этого необходимо духовное развитие. Жестокие — невоспитанные люди. Их затягивает в лагерь зла, потому что у невоспитанного человека не хватает духовных сил проявить свою подлинную человеческую природу, понять, почувствовать, что для выживания людей необходимо добро. Ведь в отличие от хищников люди не нуждаются в жестокости, чтобы выжить. Стремиться надо к одной цели: к предотвращению, уменьшению жестокости среди людей.
Прощением укрепляется совесть; прощая, мы учимся любить. Кого не прощали, тот без совести, кто не прощал, тот живет без любви.
А мир какой есть — такой есть, не педагоги мир переделывают. Но представим себе тяжелое бревно; чтобы поднять его, нужно десять человек. Сколько человек должны стараться, когда несут его? Очевидно, все десять, иначе бревно упадет. Теперь представим себе школьный класс с десятью учителями. Сколько из них должны быть духовными людьми, чтобы в классе была чистая атмосфера? На этот вопрос отвечают по-разному, на самом деле — один. Это было доказано в опыте, проведенном в Институте общих проблем воспитания АПН СССР: достаточно одного хорошего учителя, чтобы дела в классе пошли на лад!
Любой человек, отец, мать или кто-то из старших, может оказать на ребенка такое сильное духовное влияние, которое перевесит все другие влияния. И если бы только среда определяла результаты воспитания, то уж давно не осталось бы на свете ни одного доброго человека, — а сколько их! ...У вас полчаса в день на ребенка? Ваш сын может быть прекрасно воспитан и в эти полчаса, если будем помнить, что воспитание — это не уход, не надзор, а душевное и духовное общение. Уход в полчаса труден, надзор невозможен, а сила общения измеряется не временем.
Симон Соловейчик