ТОП составлен не в порядке значимости, а в порядке их выхода в свет.
1. На западном фронте без перемен.
Возможно, первый мощный антивоенный фильм, в котором сочетаются батальные сцены и психология юного солдата, разочаровавшегося в войне, потому что он вдруг увидел по ту сторону пропагандистского занавеса, что война - это ужас, который коверкает личность изнутри и снаружи, если вообще оставляет в живых.
Этот фильм, вышедший в 1930 году, лёг мостом между Первой и Второй Великими Войнами. Жалко лишь то, что мост взорвали, как только Германия вновь напала
Фильм получил Оскар за Лучший фильм года и режиссуру.
2. Великий Диктатор.
Первый звуковой фильм Чаплина. Вероятно, это был тот случай, когда бродяжка Чарли уже не мог молчать и у него появился голос.
Фильм вышел тогда, когда вовсю уже шла Вторая Мировая Война.
Речь Чарли Чаплина, который в точности копирует Гитлера, наверно, лучшее, что естть в фильме, ведь вся эта речь исходит как бы от лица главного диктатора истории, решившего вдруг прекратить войну.
3. Чочара.
Возможно, лучшая роль Софи Лорен, получившая Оскар за лучшую женскую роль. Таким образом она стала первой не американской актрисой, получившая эту награда за роль в не американском фильме.
История о беженке и её дочери, которые находятся в поисках мирного неба над головой. Находясь в тылу фашистской Италии, они, тем не менее, проходят ужас войны, разрушающий их жизнь изнутри.
Тяжёлая антивоенная драма, которая держится по большей части на игре потрясающих актёров, среди которых есть и Жан-Поль Бельмондо.
4. Охотник на оленей.
Один из шедевров кинематографа, в котором каждый из актёров - звезда вселенского масштаба и мастерства: Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Мерил Стрип, Джон Казале и Джон Сэвэдж - показывают состояние человека до войны, во время и после неё.
Это один из тех фильмов, после которых Вы станете другим человеком.
5. Возвращение домой.
Фильм, сопернивчавший с тем же "Охотником на оленей" на церемонии Оскар, отхватил актёрские статуэтки и Лучший сценарий, тогда как его соперник взял за Лучший фильм и режиссуру.
Актёрские работы здесь не менее сильны, чем у антивоенного оппонента. Джон Войт и Джейн Фонда играют пару, которая пытается победить своими чувствами недуг, имя которому - война, подарившая инвалидность главному герою.
6. Галлиполи.
Когда его коллеги снимали эксплутационное кино категории "Б", он оставался интеллектуалом и в первую очередь гражданином с чёткой позицией.
Питер Уир снимает фильм с молодым Мэлом Гибсоном в главной роли, в котором показывает всю бессмысленность войны, через мощный финал, к которому сознательно шли, можно сказать, бежали молодые новобранцы, не осознавая последствия.
7. Иди и смотри.
Антивоенный фильм, спускающий тебя постепенно вниз, показывая все круги ада, которых намного больше, чем девять.
Это нескончаемый водоворот, из которого невозможно выбраться, если однажды туда попал. И, более того, попав туда, ты уже никогда не будешь прежним. Война изменит тебя до неузнаваемости, как внутренне, так и внешне.
8. Цельнометаллическая Оболочка.
Можно было бы выбрать не менее достойный фильм того же Стэнли Кубрика, а именно "Доктор Стрэйнджлав", но это всё-таки явная сатира, чуть ли не комедия, тогда как мы постараемся рассказать именно об антивоенных драмах.
Стэнли Кубрик хоть и опоздал с "Цельнометаллической оболочкой" лет на десять, чтобы собрать урожай из наград на актуальной повестке войны во Вьетнаме, особенно после недавнего "Взвода" Оливера Стоуна, но сама кинокартина от этого хуже не стала.
Фильм можно разделить на три части, каждая из которых является отдельным фильмом и, возможно, самая сильная из них - начало, где молодого человек уничтожают ещё до войны, низводя его до состояния усеченной бомбы, которая вот-вот взорвётся.
9. Война в доме.
Малоизвестный, к сожалению, фильм, который ничем не хуже всех предыдущих показывает ужас войны, которая распространяется и в домах простых людей.
Фильм о поствьетнамском синдроме, уничтожающем семью изнутри даже в мирное время. Один из лучших фильмов Эстевеса, в котором он же и сыграл главную роль со своим отцом Мартином Шином.
10. По соображениям совести.
Один из последних и лучших антивоенных фильмов.
Фильм о солдате, отказавшемся от убийств. Вместо того, чтобы убивать, он будет давать жизнь. Новое прочтение жанра антивоенных фильмов, в котором на первый план выходит гуманизм даже в самой гуще военных действий.
Номинация на Оскар за лучший фильм.
Брыляков Сергей