Случай в пермской школе, где два старшеклассника порезали ножами 9 четвероклашек и учительницу, жуток своей необъяснимостью и бессмысленностью. Зачем они сделали это? Кроме того, этот теракт (а как еще назвать нападение на ни в чем не повинных и беззащитных людей?) обнаружил существование в соцсетях странных пабликов, занимающихся сбором информации о случаях поножовщины, стрельбы и прочего насилия в школах по всему миру.
В такой группе состоял и организатор пермской резни.
16-летний Лев Б. состоял в одной из таких групп, посвященной массовому убийству в американской школе "Колумбайн" в 1999 году. Группы эти позиционируют себя как противников любого насилия, но при этом их участники с маниакальной пунктуальностью собирают и обсуждают кровавые случаи в школах всего мира. Выкладывают видео, фотографии созданных позднее мемориалов, речи родственников пострадавших и пр.
Кто и зачем вступает в подобные группы? Создают ли их фанаты юных убийц или потенциальные будущие убийцы? Могут ли такие паблики подтолкнуть школьника к страшному преступлению?
- Сегодня очень многим подросткам школа кажется репрессивным учреждением, системой насилия, - говорит психолог Евгений Зингер. - Потому что она призвана в первую очередь дисциплинировать. Если помножить это на возрастное бунтарство, на невозможность реализовать свой бунт, на отсутствие взаимопонимания с родителями, то получается, что подростки оказываются беспомощными перед собственной злостью. Эту злость надо куда-то выплеснуть — и тут очень кстати приходятся подобные группы. Для психически сохранных детей они имеют скорее положительный эффект — они дают возможность выпустить пар. А вот для ребят с проблемами психики, со сниженным самоконтролем результат обратный. Они заводятся еще больше, и воспринимают чужие преступления как руководство к действию, на них подобные паблики оказывают провокационное действие.
А психолог Евгений Идзиковский считает, что в данном случае вред оказывают не столько интернет-паблики, сколько общая криминализация информационного поля:
- Надо иметь ввиду, что, в отличие от взрослых, моральные принципы у школьников еще не сформированы, сдерживающие рамки у них слабее. Дети могут наблюдать сцены убийства без всякого сопереживания. Но при этом действует эффект копирования: поскольку убийства и насилие они видят благодаря СМИ постоянно. Тут группы имеют лишь второстепенное значение. Тут получается замкнутый круг: насилие интересно всем — недаром самые популярные телепрограммы связаны с криминалом. Спрос рождает предложение, и таких программ становится все больше. А постоянное созерцание криминала у подростков пробуждает желание совершать преступные действия самим... Другой причиной я считаю излишне высокий возраст уголовной ответственности в нашей стране. Человек устроен так. Что учится на собственном опыте. А если опыт показывает, что за мелкие правонарушения для ребенка не следует никакого наказания, то у него возникает ощущение безнаказанности, и он совершает проступки снова и снова. А потом раз — тяжкое преступление, и серьезный срок. Ибо возраст ответственности уже настал. И это становится для преступника шоком — как же так, почему до сих пор все сходило с рук, а теперь нет?
Автор: Ирина Селиверстова