Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Психологический портрет поколения

Типология представлений о себе

У каждого человека, независимо от его возраста, имеются собственные представления о себе, своих способностях и возможностях. Безусловно, внутренние представления человека о себе оказывают сильное влияние и на его характер, и на его отношения с другими людьми, и на те цели, которые он перед собой ставит, и на то, каким способом он их достигает. Поэтому предметом социально-психологического исследования «Психологический портрет поколения» мы выбрали представления детей и подростков о себе и о своем будущем. На наш взгляд, именно представления о будущем являются той структурой, которая, с одной стороны, отражает внутренние, глубинные убеждения человека, а с другой стороны, доступна внешним воздействиям.

По динамике представлений о себе можно проследить личностные изменения, произошедшие с человеком под влиянием жизненного опыта, образования и профессиональной деятельности. И если у взрослого человека многие представления переросли в убеждения и определяют их отношение к жизни в целом, то у детей и подростков представления находятся в процессе формирования и поэтому на них можно и нужно воздействовать. По большому счету, воспитание как раз и есть процесс формирования необходимых представлений о себе и окружающем мире и о том, как с ним взаимодействовать.

Для того чтобы понять настроение и отношение к жизни целого поколения, необходимо изучить наиболее типичные представления детей и подростков о себе и своем будущем.

КЛЮЧИ К РАЗВИТИЮ

В процессе изучения представлений подрастающего поколения мы установили три ключевые составляющие, на наш взгляд важнейшие для проектирования и осмысления жизни. Это — цель, дело, мечта. То, как определяет для себя ребенок или подросток по мере взросления эти составляющие, то есть какие цели ставит и достигает в жизни, какое дело ему по душе и какая мечта движет его устремлениями, — все это в целом и придает направление формированию его личности. Чем яснее определены и осознаны подростком его цели, дела и мечты, тем осмысленнее его развитие.

Если детям и подросткам педагоги и родители достаточно часто задают вопросы, связанные с определением ближайших целей и выбором наиболее важных дел, то такое понятие, как «мечта», остается «за кадром» образования и воспитания вообще. Этому положению вещей есть объяснение, ведь у многих людей слово «мечта» связывается с чем-то нереальным, неуместным в нашей жизни, заоблачным. Однако у мечты есть и другая сторона — сила, придающая смысл и насыщенность каждому мгновению жизни. И если человек позволяет мечте занять в своей жизни значимое место, то его жизнь обретает тот неповторимый смысл, которого так недостает людям для ощущения счастья и полноты жизни. Цивилизация движется людьми, рискнувшими наполнить время, отпущенное для жизни, не столько добыванием «хлеба насущного», сколько осуществлением собственной Мечты, позволяющей расширить понимание себя и мира.

Примеров тому в истории человечества достаточно. Это и Форд, в своем сарайчике собирающий первый автомобиль и свято верящий в воплощение мечты об автомобильном конвейере. И француз Фредерик Августо Бартольди, архитектор статуи Свободы, — символа американского континента, претворивший свою личную мечту о свободе, которой ему не хватало в пыльной Европе, в символ, объединивший миллионы людей разных поколений и национальностей, прибывающих в Новый Свет. Практически у каждого выдающегося человека была своя движущая сила как критерий гражданской стабильности и глубины — Мечта. И нам, психологам учебных заведений, хотелось бы, чтобы мечте уделялось больше внимания в семье и школе, так как она достойна занять важное место в жизни подрастающего человека.

Итак, в процессе социально-психологического исследования «Психологический портрет поколения» мы получили более 5000 ответов учеников с первого по одиннадцатый классы, где содержались описания их представлений о своих целях на ближайшее будущее, о деле всей предстоящей им взрослой жизни и о мечте, способной их вдохновить и увлечь.

При анализе полученных ответов мы провели типологизацию представлений. Основанием для разделения типов выступило соотношение целей, дела и мечты. В результате типологизации все ответы были распределены на 11 групп. Каждая группа объединяет ответы детей и подростков, сходные по основной направленности, мировосприятию, жизненным целям и иерархии ценностей, и может быть отнесена к одной из двух категорий, отражающих либо конструктивные (позитивные) представления о себе и своей будущей жизни, либо неконструктивные (негативные) представления.

К конструктивным (позитивным) представлениям относятся следующие группы:

«цельные личности»,

«эффективные функционеры»,

«домохозяйки»,

«светские дамы»,

«общественные деятели»,

«деловые люди»,

«эмигранты».

К неконструктивным (негативным) представлениям относятся такие группы:

«разнобой»,

«неопределившиеся»,

«закрытый тип»,

«запредельные мечтатели».

Познакомимся с каждой группой в отдельности, чтобы психологи, педагоги и сами ученики, а также их родители могли самостоятельно отличить одну группу от другой, понять сильные и слабые стороны каждой группы, а также осознать возможность перехода из одной группы в другую, основанную на динамике изменения представлений о себе и окружающих.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ И СВОЕМ БУДУЩЕМ

«Цельные личности»

Если ребенок или подросток пишет о своей цели, будущем деле и своей мечте как о едином целом, то такие представления мы характеризовали как представления цельных личностей.

Мы назвали детей и подростков цельными личностями еще и потому, что они представляют свое будущее как единую жизненную стратегию, к осуществлению которой они готовы. Важно, что выстраивают свою стратегию такие дети и подростки не из цели (цели необходимы для оперативного управления), не из дела (дело — это, в первую очередь, средство достижения), а из мечты! Мечта у цельных личностей выступает путеводной звездой, освещающей предстоящую жизнь и придающей силы и глубокую уверенность в успехе при осуществлении задуманного.

Не каждому человеку удается вырастить свою мечту, найти в себе силы для ее осознания и сделать стержнем жизненной стратегии. Многие взрослые могут думать, что таких цельных личностей среди современных детей и подростков нет. Однако, по данным нашего исследования, именно цельные личности составляют третью по наполняемости группу, в среднем 10—15%.

Пятилетнее исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что формирование цельной личности напрямую не связано с возрастом. Наше предположение о том, что и в начальной, и в средней, и в старшей школе мы найдем цельных личностей, оправдалось в полной мере.

Вот типичные примеры ответов цельных личностей на вопросы, связанные с их целью, делом и мечтой.

Марина, 8-й класс

Цели. Окончить 11-й класс, поступить в пединститут на факультет иностранного (английского) языка и поступить на дополнительные курсы английского языка.

Дело. Я хочу получить профессию переводчика и работать в солидной фирме, где мои знания будут цениться. Я хочу стать переводчиком, потому что мне легко дается и нравится иностранный язык.

Мечта. Я мечтаю получить любимую профессию переводчика, работать на любимой работе и быть нужной и полезной людям.

Сергей, 8-й класс

Цели. Окончить 9-й класс, поступить в автомобильно-механический техникум, пойти работать в автосервис.

Дело. Хочу стать автомехаником, так как я очень люблю автомобили, особенно их чинить и в них «ковыряться».

Мечта. С детства я мечтаю стать автомехаником и жить в счастливом будущем!

Петр, 9-й класс

Цели. Окончить 9-й класс, поступить в ПТУ № 23 на кулинарное отделение.

Дело. Я хочу стать поваром, потому что я люблю готовить и делать разные вкусные блюда, печь торты и пирожные.

Мечта. Стать шеф-поваром и работать при гостиничном ресторане «Moscow Country Club».

Антон, 10-й класс

Цели. Поступить в вуз, связанный с дизайном и рекламой. Пройти стажировку за границей и вернуться в Россию.

Дело. Заниматься дизайном в шоу-бизнесе.

Мечта. Мне бы хотелось, чтобы люди радовались и отдыхали, когда приходят смотреть на шоу, оформленные мной. Я хочу стать знаменитым, может быть, основать даже свою марку…

Марина, 11-й класс

Цели. Окончить школу, поступить в институт физкультуры на тренерский факультет (фигурное катание), закончив его, стать хорошим и известным тренером.

Дело. Я хочу быть тренером по фигурному катанию, так как эта профессия мне доставляет огромное удовольствие и, кроме того, у меня хорошие результаты.

Мечта. Всю свою взрослую жизнь я готова работать для того, чтобы стать настоящим, успешным профессиональным тренером.

Цельная личность способна активно создавать и реализовывать свои стратегии даже при изменении условий. Благодаря внутреннему стержню, берущему свое начало у мечты, цельная личность более других устойчива к негативным влияниям. Как показали результаты исследований, профессиональные выборы цельных личностей оказались неизменными! В противном случае им пришлось бы изменить самим себе, то есть своей мечте!

«Эффективные функционеры»

Если дети и подростки в своих ответах уделяли предельное внимание описанию дела, работы или профессии — тому, чем они хотели бы заниматься всю взрослую жизнь, то такие представления о своем профессиональном будущем мы характеризовали как представления эффективных функционеров. Им свойственно подчинять свои цели тому делу, которое они выбрали. Поэтому в данную группу вошли дети и подростки, для кого работа стоит на первом месте в жизни, семья и дети — на втором. Еще в школе они самоопределились в области профессиональной карьеры. Эффективные функционеры стремятся направлять свои усилия на освоение конкретных знаний, необходимых для того, чтобы стать профессионалами своего дела, получать за свою работу приличные деньги, на которые можно содержать семью, воспитывать детей. Мечты эффективных функционеров редко связаны с содержанием их дела, а если и связаны, то с продвижением по служебной лестнице. Чаще всего они мечтают о путешествиях, об отдыхе на островах в теплом море, в старинном замке.

Следует заметить, что группа эффективных функционеров — самая многочисленная и самая стабильная во всех параллелях и во всех школах: 20—50%.

Вот типичные примеры ответов эффективных функционеров на вопросы, связанные с их целями, делом и мечтой.

Инна, 9-й класс

Цели. Окончить 11 классов, поступить на подготовительные курсы в станкостроительный институт, поступить в этот институт на экономический факультет.

Дело. Всю свою жизнь я хотела бы быть программистом-экономистом. Если я буду иметь эту профессию, то всегда смогу найти себе хорошую и высокооплачиваемую работу.

Мечта. Побывать в Париже, Греции, Риме и Лондоне.

Маша, 9-й класс

Цели. Окончить школу, поступить в колледж на улице 1905 года, получить образование — психолог-имиджмейкер.

Дело. Я хочу стать психологом-имиджмейкером. Меня привлекает эта работа общением с людьми.

Мечта. Я хочу, чтобы на улицах не было бездомных животных.

«Общественные деятели»

Если дети и подростки в своих ответах выражают свое личное стремление приносить пользу обществу, сочувствие к малоимущим, престарелым людям, больным и нуждающимся, то такие представления мы характеризовали как представления общественных деятелей. Важно, что их ответы наполнены не только человеческим сочувствием и пониманием, но и желанием в будущем помогать людям профессионально (психологи, юристы), бороться за престиж страны и общества, в котором они намерены жить без войн, насилия, загрязнения природы и т.п.

По сравнению с 1999/2000 учебным годом, когда проводилось первое социально-психологическое исследование «Психологический портрет поколения», где процент общественных деятелей достигал 13%, в исследовании 2002 года наблюдается резкое снижение численности общественных деятелей. К 2005 году это количество продолжает снижаться и достигает 2% по некоторым школам.

Андрей, 8-й класс

Цели. Получить полное среднее образование. Поступить в институт на языковое отделение.

Дело. Я хочу помогать людям и попытаться изменить правительство или те решения, которые оно принимает.

Мечта. Ездить по миру и встречаться с теми людьми, кто является лидером в своей стране, и изучать опыт управления государством в других странах.

Володя, 8-й класс

Цели. Поступить в институт, получить образование.

Дело. Я хочу работать в Государственной Думе, потому что мне не безразлична судьба моих соотечественников, моего народа.

Мечта. Хочу, чтобы Россия вернула себе былую славу и стала могущественной державой.

Артем, 8-й класс

Цели. Поступить в институт, буду конструктором или военным.

Жениться в 25—30 лет, иметь 1—2 детей, быть честным и порядочным человеком.

Дело. Настоящее дело — это приносить пользу людям и природе. Несмотря на выбранную профессию, я хотел бы быть членом «ГРИНПИС» или «Красного Креста», чтобы наиболее эффективно помогать людям.

Мечта. Добиться успехов в выбранной профессии, но в любом случае я хочу заниматься делом, полезным для людей.

«Домохозяйки»

Если ребенок или подросток пишет о том, что главным делом для него выступает создание семьи и воспитание детей, то такие представления мы охарактеризовали как представления «домохозяек». Конечно, в эту группу в большинстве своем вошли девушки. Но есть в ней и ответы мальчиков и юношей. По сравнению с данными социально-психологического исследования «Психологический портрет поколения» 2000 года эта группа значительно уменьшилась: если в 2000 году она составляла от 5 до 12% всех опрошенных девушек, то в 2002 году она не превышает 5%. А в 2005 году колеблется от 4% до 8% в зависимости от школы и класса.

Ира, 9-й класс

Цели. Получить высшее образование. К 24 годам выйти замуж. Иметь двоих детей (мальчика и девочку). Хочу мало работать и заниматься детьми.

Дело. Помогать своей семье и людям вокруг меня.

Мечта. Хочу, чтобы у меня была любящая семья.

«Светские дамы»

Если девушка в своих ответах пишет о том, что самое важное для нее — самостоятельность, интересный образ жизни, наполненный общением, путешествиями, приключениями и друзьями, то такие представления о своем будущем мы характеризовали как представления светской дамы. Эта группа на 100% женская. Девушки, которые отнесены к этой группе, считают необходимым для себя получение высшего образования, в качестве своего дела указывают самосовершенствование, как в личном плане, так и в профессиональном, изучение иностранных языков, занятия спортом. А мечтают они о том, чтобы привлекательно выглядеть, стать известной, популярной личностью, вести праздный образ жизни, как можно больше путешествовать и общаться со знаменитостями. Следует заметить, что это одна из самых малочисленных групп во всей типологии конструктивных (позитивных) представлений о себе и своем будущем.

Представлений о светском образе жизни в начальной школе как таковых не существует. Светские дамы появляются в средней школе.

Елизавета, 8-й класс

Цели. В совершенстве выучить иностранные языки, чтобы ездить по миру и легко общаться, вести обязательно здоровый образ жизни, заниматься аэробикой, сохранить фигуру, иметь много друзей и поклонников.

Дело. Профессия должна приносить мне много удовольствия, я не могу работать на других, только на себя. Поэтому я скорее всего буду независимым гидом или открою свою фирму.

Мечта. Моя жизнь будет веселой и подвижной, я мечтаю стать известной в мире и популярной среди мужчин и в любой компании вести светские беседы и быть ее центром.

«Деловые люди»

Если ребенок или подросток пишет о желании создать свое собственное дело, фирму в выбранной им сфере деятельности, то такие представления мы характеризовали как представления деловых людей. В эту группу вошли те подростки, которые считают для себя настоящим делом открытие собственной фирмы, предприятия, организации. При этом они либо конкретно указывают сферу деятельности, в которой планируют открыть свое дело, например сотовая связь или программирование, либо пишут о стремлении заниматься предпринимательством, работать на крупных предприятиях, чтобы в конце концов стать руководителем собственной организации. Мечты деловых людей, как правило, связаны с реализацией собственных творческих и предпринимательских планов, а цели — ясные и четкие — обязательно связаны с выбором будущей сферы деятельности.

По результатам социально-психологического исследования «Психологический портрет поколения», в 2000 году «деловые люди» составляли от 4% до 11%. В среднем по всем школам деловых людей было не более 7%. В исследовании 2002 года процент деловых людей среди опрошенных детей и подростков снизился почти в два раза и составил не более 4%, а в 2005 году снова достиг 10—16%.

Иван, 9-й класс

Цели. Поступить в институт на экономический факультет.

Дело. Хочу стать директором своего собственного банка. Это прибыльно и нескучно. Я буду заключать сделки с иностранцами.

Мечта. Стать влиятельным и богатым.

НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ И СВОЕМ БУДУЩЕМ

«Разнобой»

Если ребенок или подросток в своих ответах не стремится привести в соответствие свои цель, дело и мечту, то такие представления мы характеризовали как представления «разнобоя». Вошедшие в эту группу дети и подростки отличаются тем, что их цели не соответствуют тому делу, которому они хотели бы посвятить свою взрослую жизнь. Их мечты также не связаны ни с поставленными целями, ни с выбором дела. Ответы детей и подростков с такими представлениями можно символично назвать «Лебедь, рак и щука», настолько их цель, дело и мечта различны и не соприкасаются друг с другом. Для этой группы характерны смешение увлечений, хобби с теми желаниями, которые они хотели бы на самом деле осуществить, но либо не решаются, либо существуют серьезные преграды, например давление родителей. В эту группу зачастую входят дети, увлеченные музыкой или художественным творчеством, которые, однако, по разным причинам, как внутренним, так и внешним, не могут из своего увлечения вырастить дело, например стать музыкантом или художником.

Андрей, 8-й класс

Цели. Я хочу иметь работу, связанную с химией и биологией. Знать в совершенстве английский язык, так как он нужен везде.

Дело. Я хотел бы заботиться о семье и детях и написать книгу, которая воспитывала бы в людях любовь друг к другу и природе.

Мечта. Путешествовать по свету, как Дмитрий Крылов, иметь семью и детей.

«Неопределившиеся»

Если ребенок или подросток в ответах затрудняется написать о своих представлениях о будущем либо имеет неясные представления о том, чем именно он будет заниматься после школы, какую профессию он мог бы выбрать и какие мечты его могли бы вдохновить, то такие представления мы характеризовали как представления неопределившихся. Такие дети ставят перед собой цель получить высшее образование, но не знают, в какой именно вуз будут поступать. Почти все они хотят иметь высокооплачиваемую работу, но не могут назвать, какую, ограничиваются нечеткими определениями: «хорошая работа», «работа, которая мне по душе», «высокооплачиваемая работа», «хорошее образование».

В средней школе численность неопределившихся учеников в каждой параллели колеблется от 5 % до 15%. Для неопределившихся старшеклассников характерна конкретизация целей, связанных с образованием и образом жизни, но отсутствие четких и ясных представлений о будущей профессии. Иногда, наоборот, подростки пишут в своих ответах, что они выбрали конкретный вуз, например экономический факультет, но ничего содержательного о предстоящей работе по специальности они написать не могут. В старшей школе существование большого количества неопределившихся подростков является тревожным фактом, на который нельзя не обращать внимания ни родителям, ни педагогам, ни администрации школ.

Петр, 8-й класс

Цели. Закончить 11 классов и поступить в институт. Создать семью и вырастить 2 детей.

Дело. Работа.

Мечта. Стать известным футболистом и выступать за Россию.

Лена, 9-й класс

Цели. 1. Для начала успешно окончить школу и поступить в вуз. В какой, я еще не определилась. Хотелось бы что-то, связанное с телевидением, но скорее всего иностранный язык.

2. После совершеннолетия жить отдельно от родителей. Выйти замуж не раньше 25 лет. Иметь одного ребенка. Переехать жить в Москву.

Дело. Это не сидение дома с детьми. Скорее это работа.

Мечта. У меня есть мечта, которую я хотела бы исполнить к 22—23 годам. А на всю жизнь — это карьера.

«Закрытый тип»

Если ребенок или подросток в своих ответах на наши вопросы не указывает никакой личной информации о себе, о понимании своей будущей взрослой жизни, то такие представления мы характеризовали как представления «закрытого типа». Конечно, это не означает, что у детей и подростков, вошедших в эту группу, нет представлений о своей будущей профессиональной и личной жизни. Может быть, они осознают свое реальное «Я», стремятся к идеальному «Я». Может быть, они просто решили не открывать другим свои мысли и решения. А может быть, они не нашли внутри себя таких слов, чтобы достойно написать о себе и своем понимании себя в будущем, и предпочли ответить формально на поставленные вопросы. Так или иначе, мы ничего не смогли узнать о том, какие цели они ставят перед собой, какое дело считают для себя настоящим делом и о чем мечтают, потому что дети и подростки предпочли закрыться и не впустить нас в свою жизнь.

Константин, 8-й класс

Цели. Закончить школу.

Дело. Не определился.

Мечта. Получить высшее образование.

Михаил, 9-й класс

Цели. Деньги, власть, здоровье.

Дело. Работа, семья.

Мечта. Жить до 300 лет очень обеспеченно.

«Запредельные мечтатели»

Если ребенок или подросток, отвечая на вопрос о своей мечте, описывает то, что невозможно воплотить в реальности, и при этом не называет ни цели, ни дела, достойных и интересных, способных стать основой для формирования жизненной стратегии, то такие представления мы назвали представлениями «запредельных мечтателей». Мы считаем такие ответы примером неконструктивного отношения к себе и своей жизни. В ответах детей и подростков этой группы мечта представляется чем-то запредельным, недостижимым, теряет свое смысловое значение. В таких случаях мечта чаще всего оказывается ширмой, скрывающей неверие в свои силы, способности. За несбыточными мечтами скрывается и неверие в то, что можно наполнить смыслом жизнь и сделать ее интересной и увлекательной.

Вот наиболее типичные запредельные мечты:

2-й класс

Я мечтаю иметь машину времени и отправляться на ней в прошлое и будущее.

3-й класс

Поймать золотую рыбку.

На наш взгляд, мечты о золотых рыбках и волшебных палочках, с одной стороны, привлекают детской непосредственностью, а с другой — отражают инфантильность и отказ от инициативных действий. Например, такая запредельная мечта, как «желание соорудить телескоп для внеземных наблюдений», может стать движущей силой для изучения астрономии, развития познавательной сферы, любознательности. И в этом состоит значение мечты для развития личности. Мечты о золотых рыбках и волшебных палочках могут развить только лень, безразличие и сформировать установку на получение результата без личных усилий. Именно этим и отличаются мечты друг от друга.

Елена ГОБОВА, психолог методического центра

Ольга ИГНАТОВА, психолог МЛИЭП, г. Красногорск, Московская область

824


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95