Кстати, Пизанскую башню, как вам расскажет любой гид, неоднократно использовал знаменитый пизанец — Галилео Галилей. Сей достойный муж,
«Every car!» — воскликнул тут великий ученый, поняв, что если у автомобиля ускорение разгона зависит от характеристик движка, аэродинамики и нахальства водителя, то ускорение свободного падения каждой этой машины ни от чего не зависит — то есть будет совершенно одинаковым. Ну, если, конечно, не принимать во внимание сопротивление воздуха, погоду, индекс Доу-Джонса и прочие мелкие погрешности.
После этого, как сообщит любой гид, Галилей почти каждый день поднимался на башню и кидал вниз предметы различного веса и размера, изведя в конце концов всех попрошаек с площади Чудес, за что горожане сказали Галилео большое спасибо и воздвигли памятник в его честь.
Впрочем, по окончании этого волнующего рассказа все гиды признаются, что данная история — не более чем красивая легенда. На самом деле Галилей сделал свое открытие, свалившись с яблони вместе со стремянкой: он заметил, что очутился на земле одновременно со стремянкой и яблоками, хотя их масса была весьма различна.
Ну и тут же негодяи-гиды добавят, что фразу «И все-таки она вертится» Галилео также не говорил, а если и говорил, то не сразу после отречения, а дома, накрыв голову подушкой. Вот такие они, пизанские гиды! Сначала накормят вас интереснейшими историями, а потом тут же расскажут, что это все только выдумки…
Но хватит о башне! Перейдем к собору Санта-Марии, благо он тут совсем рядом.
Его начали строить в конце XI века, причем собор стал такой кузнецой, житницей и, может быть, даже здравницей художников, архитекторов, скульпторов и дизайнеров, что его возведение вчерне было закончено уже в XII веке — явление, не особенно характерное для Италии, где предпочитали не торопиться при возведении таких величественных зданий.
Ворота собора покрыты совершенно изумительными по красоте медными панелями с барельефами, вокруг которых все время толчется народ.
Обычно, кстати, в подобных случаях туристам рассказывают какую-нибудь историю из серии, что, мол, стоит потереть голову вон той тетеньки или тогу вон того дяденьки, как будет вам ЩАСТЕ и исполнятся все ваши желания, в результате чего голова тетеньки или тога дяденьки, в отличие от всех остальных частей композиции, сияет яркой медью, а все остальное остается покрытым благородной зеленовато-синеватой пылью веков.
В данном же случае туристам ничего такого не рассказывали, да и вообще — запрещали притрагиваться к этим панелям, поэтому яркий отлив был заметен только на голове вот этой тетеньки — видать,
Внутри собора — изумительной красоты деревянный потолок.
А вот вид на весь собор изнутри:
Главная гордость собора — кафедра работы Джованни Пизано.
Кстати, внутри собора мы вдруг обнаружили несколько нетипичное изображение Геракла — вот эта скульптура.
Даже и не скажешь, что этот задохлик мог совершить хоть пару подвигов, не говоря уж о двенадцати!..
И завершает ансамбль из этих трех зданий (ну или начинает, если двигаться от входа на площадь Чудес) — баптистерий.
Баптистерий — это крестильня. Круглое высокое здание с потрясающей акустикой. Раз в полчаса к крестильной чаше выходит некая дама (судя по всему, одна из служительниц здания), которая запевает демонстрационную песню, а точнее — просто выводит один протяжный звук, которому подпевают два мужских голоса с верхней галереи. Втроем они образуют простое трезвучие, которое чарует туристов — особенно тех, которые перестали болтать и решили послушать акустику баптистерия.
Чисто теоретически эта троица должна выводить разнообразные рулады минут пять, но так как они этот фокус повторяют каждые полчаса изо дня в день — в нашем присутствии весь концерт ограничился максимум минутой. Но впечатление произвел, врать не буду — акустика действительно великолепная.
Внутри крестильни находится амвон работы самого Никола Пизано. Сфотографировать его в полумраке было очень сложно, но
Витражи баптистерия также очень хороши — их даже получилось пофотографировать.
Еще один памятник на площади, представляющий интерес, — это кладбище, которое начали строить в 1277 году. Прямоугольное здание с аркадами и колоннадой, однако его, к сожалению, довольно сильно разрушили бомбежкой во время Второй мировой войны. Впрочем, восстановление началось сразу после войны, да и сейчас мемориал активно восстанавливают.
В левом крыле мемориала — интересное собрание римских саркофагов.
Во время реставрационных работ в мемориале были обнаружены очень ценные синопии — это подготовительные эскизы к фрескам, выполненные на штукатурке. Часть из них восстановлена и хранится в отдельном зале — настоятельно рекомендую посмотреть, они очень впечатляющие. Фотографии не отражают всей прелести, просто несколько выхваченных кусков.
После этого мы просто отправились побродить по Пизе — город и без площади Чудес очень интересный и красивый.
Впрочем, когда гуляешь по какому-нибудь итальянскому городу, да еще и в Тоскане, неминуемо наткнешься на какие-нибудь известные памятники. Гуляли мы там эдак запросто, гуляли, да и вышли на площадь Рыцарей, основанную в эпоху Медичи, где расположен Караванный дворец. Первоначально он был центром рыцарского ордена Санто-Стефано (отсюда название площади), а в 1810 году в этом здании Наполеон основал Высшую школу по образцу французских университетов.
Почти напротив него находится интереснейшее здание — Дворец часов.
Справа от Караванного дворца находится церковь Санто-Стефано дей Кавальери.
Со всеми этими зданиями связаны всякие интереснейшие истории, но если их начинать сейчас излагать — отчет о путешествии по Тоскане я закончу года через два, не раньше. Потому что Тоскана — это такое место: буквально каждое здание каждого города связано с Историей.
Кстати, Пиза — это не только каменные здания и узкие улочки. В некоторых районах, особенно в университетском, где тусуются студенты, попадаются и некоторые зеленые оазисы. Один из них я заснял — правда, кривовато, с фонарем на первом плане, однако меня извиняет то, что фонарь — также примета старины глубокой. Потому что на нем написано: «Lucca — must die, Pisa — rulezz!»