Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Путешественник однажды — путешественник навсегда

Почему люди путешествуют, и может ли туризм быть зависимостью?

Свобода передвижения и открытые границы — яркое достижение начала XXI века. В это время люди получили возможность путешествовать в любую точку земного шара, тратя лишь немного денег и времени. Начал интенсивно развиваться массовый туризм, появились туристические агентства, отели и развлечения на любой вкус и кошелёк. 

Источник: ru.freepik.com

Традиционные поездки в отпуск раз в год отошли в прошлое, практически нормой стало посещать несколько стран подряд или с небольшими перерывами, уезжать на долгое время или отправиться в кругосветное путешествие. Однако частые поездки могут превратиться в зависимость, и человеку хочется летать чаще, дальше и дороже. У заядлого туриста прекращение путешествий вызывает синдром отмены, отчасти схожего с наркотической ломкой. Изменения в жизни людей и ограничения свободы передвижений, вызванные пандемией и напряженной геополитической обстановкой, больно ударили как по туристическому бизнесу, так и по любителям путешествий.

История туризма

Люди путешествуют с древности. Но до середины XIX века путешествия, как правило, являлись не самоцелью, а необходимостью. Люди перемещались по миру, чтобы наладить торговые отношения, расширить кругозор или совершить паломничество. Но даже в такие путешествия отправлялись только те, кто занимал привилегированное положение в обществе. Промышленная революция и развитие транспортной системы положительно повлияли на развитие туризма: начали открываться бюро путешествий, строиться гостиницы, список туристических возможностей для развлечения постоянно расширялся.

Что касается России, то заграничные путешествия практикуются с XVIII века. Однако поездки в Европу были доступны только обеспеченным, высокопоставленным лицам, рядовой человек не мог путешествовать даже внутри страны. Только в начале XX века стоимость путешествий снизилась, и люди с заработком чуть выше среднего смогли совершать поездки.

Зарождение массового туризма пришлось на период между двумя мировыми войнами. Вторая Мировая война затормозила этот процесс, а продолжился он только в послевоенное время. С 1950-х годов в Западной Европе активно развивается деятельность туристических фирм и гостиниц, наблюдается рост как въездного, так и выездного туризма. Поскольку в Советском Союзе с заграничными поездками дела обстояли нелегко — требовалось получение выездной визы, согласование поездки с партийными организациями, а список доступных стран был крайне ограниченным — бум выездного туризма в России начался в 1990-е годы. Этот период связан с изменением характера туристических услуг. В частности, набирают популярность шопинг-туры, теряют востребованность санатории и пансионаты, растет число туристических агентств.

Благодаря глобализации к началу XX века путешествия стали распространены во всем мире. Например, в 1998 году за рубежом побывали более 15 млн японцев, в то время как в 1964 году этот показатель составил только 128 тыс. человек. Россияне, которые до распада СССР не могли свободно выезжать из страны без веских причин, а сложности с выездом сохранялись вплоть до 1993 года, к 2013 году заняли девятое место в мире по числу туристов (28,4 млн человек), а в 2014 потратили на зарубежные поездки около 50 млрд долларов. Стоит заметить, что развивается и внутренний туризм. Так, с 2009 по 2017 год на платформе booking.com появилось примерно 6 тыс. новых российских отелей.

Пандемия COVID-19 и геополитические изменения осложнили жизнь путешественникам, и количество туристов в мире сократилось. За 2020 год международный туризм в финансовом выражении и количество международных турпоездок сократились на ~60–80%. С января по март 2022-го года россияне совершили 3,8 млн поездок за пределы страны, что на 53% меньше, чем в тот же период 2019 года. К лету 2022 года спад оказался еще более ощутимым, даже по сравнению с прошлым пандемийным годом: количество проданных турпакетов в зарубежье снизилось на 18–20%, у некоторых туроператоров — до 70%.

Тем не менее заграничные поездки остаются важной частью жизни людей, ради которой они готовы терпеть неудобства в виде сдачи ПЦР-тестов, масочного режима и усложнившейся логистики. Как показывает статистика Bloomberg, самыми активными путешественниками являются миллениалы. Представители этого поколения совершают в среднем 5,6 поездок в год, в то время как для поколения Z этот показатель составляет 4,4, для поколения Х — 4,0 и, наконец, «бумеры» путешествуют 3,5 раза за 12 месяцев. Россияне традиционно предпочитают внутренний туризм — 69% граждан никогда не бывали в других странах и ~30% — вовсе не покидали свой регион.

 Источник: ru.freepik.com

Почему люди путешествуют?

Когда массовый туризм стал особенно популярен, туроператоры заинтересовались, почему люди ездят в те или иные места. Выяснилось, что туристы предпочитали направления с теплым климатом, живописной природой и доступными водоемами. Последний фактор, вероятно, имеет существенное значение, поскольку вода в сознании людей ассоциируется со здоровьем, с растворенными в ней полезными веществами, приятными эстетическими переживаниями и ощущением радости. Помимо этого, путешественники выбирают для посещения места, где живут друзья и знакомые.

Изучением мотивации людей к совершению поездок занялись американские психологи Джонсон и Плог. Специалисты выяснили, что определяющим фактором в выборе отдыха является индивидуальный характер. Путешественников условно разделили на две группы: «locals-passives» (предпочитающие надежность психоцентрики) и «cosmopolitans-actives» (аллоцентрики-авантюристы). Представители первой группы предпочитали знакомые направления путешествий, солнечные места и низкую активность, в то время как туристы второго типа выбирали для посещения незнакомые места, новые туристические продукты, активный отдых и хотели повидать уникальные или экзотические достопримечательности.

Доцент Техасского университета A&M Джон Кромптон считает, что акцент туризма смещается с самого места назначения на его функцию как средства, с помощью которого человек удовлетворяет социальные потребности. Кромптон обнаружил, что многие путешественники до конца не осознавали собственные мотивы и удивлялись, когда озвучивали их во время интервью.

Чтобы внести ясность, в 1980 году журнал Psychology Today провел опрос среди американцев. Респондентов попросили выбрать причины, по которым им нужен отпуск или каникулы. Согласно результатам опроса, самыми популярными вариантами оказались отдых и снятие напряжения (63%), побег от рутины (52%), визит к друзьям или родственникам (45%), эмоциональная перезагрузка (45%), посещение новых мест (35%). Аналогичное исследование среди жителей РФ провела компания Booking.com B.V. Выяснилось, что 90% россиян путешествуют с целью расслабиться, в то же время 83% ищут в поездках острых ощущений и стремятся отвлечься от повседневной жизни. Кроме того, 47% опрошенных выбирают для поездки то место, где еще не были друзья и знакомые, а 35% хотят пережить в путешествии приятные моменты из прошлого.

Исследователи утверждают, что современная картина путешествий предполагает модель, в которой имеет значение не только место поездки и конкретная деятельность, но и личные нужды и мотивы человека. Такая схема содержит два вида факторов: «Pull factors» и «Push factors».

  • Pull factors (факторы притяжения) включают направления поездок и конкретные занятия: районы с живописной природой, исторические места, образовательные и спортивные мероприятия, посещение родственников и т. д.

  • Push factors (толкающие факторы) — это неосязаемые желания, которые порождаются внутренним «я». Под такими факторами подразумевается потребность в смене обстановки, самопознании, отдыхе, престиже, новизне и приключениях.

Международная конфедерация студенческих путешествий (ISTC) совместно с Ассоциацией туризма, отдыха и образования (ATLAS) провели исследование для сбора информации о молодежном туризме. В опросе приняли участие 2300 человек из Европы, Канады, Мексики и Южной Африки. В качестве основных причин для путешествий молодежь выделяет знакомство с другими культурами, новые ощущения, расширение кругозора. Те, кто путешествуют автостопом или общественным транспортом без помощи турфирм (так называемые «backpackers» — «неорганизованные туристы», «дикари») часто ищут контакт с попутчиками. «Неорганизованные туристы» стремятся отдохнуть и расслабиться во время поездки. Кроме того, путешественники до 26 лет уделяют особое внимание социальным контактам во время поездок.

Российские исследователи полагают, что молодежный туризм позволяет людям научиться чему-то новому, усовершенствовать языковые навыки и повысить уровень культурной осведомленности. Кроме того, путешествующая молодежь становится терпимее и дружелюбнее: за рамками привычной рутины приходит осознание, что другие люди живут иначе и имеют на это полное право. Возвращаюсь на родину, путешественники повышают толерантность общества в целом. Также самостоятельные поездки прививают чувство независимости и уверенности в себе. Отмечается и то, что молодые люди, совершив одно удачное путешествие, как правило, стараются планировать новые поездки.

Возможна ли зависимость от путешествий?

Понятие «зависимость» традиционно ассоциируется с неконтролируемым употреблением алкоголя или запрещенных веществ, а также игроманией, перееданием и т. д. Грубо говоря, представление о зависимости прочно связано с чем-то вредным, асоциальным и приводящим к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Поэтому применение этого понятия к путешествиям на первый взгляд может показаться странным.

Здесь нужно отметить, что аддиктивному поведению присущи следующие характерные черты:

  • Определенная активность становится наиболее важной или заметной

  • Эта деятельность влияет на настроение и приносит чувство удовлетворенности или счастья

  • Для получения прежнего эффекта требуется учащение деятельности (формируется толерантность)

  • Неприятные моральные или физические ощущения в случае прекращения активности

  • Межличностные и внутрипсихические конфликты, возникающие на фоне деятельности

  • После периода воздержания от активности высока вероятность рецидива

Скорее всего опытный турист узнает себя в этих пунктах, особенно если ему доводилось делать паузу в многочисленных путешествиях.

Таким образом, аддиктивное поведение можно определить как повторяющуюся привычку, которая увеличивает риск заболевания или связанных с ним личных и социальных проблем. Непреодолимое желание путешествовать все больше и чаще, иногда в ущерб повседневной жизни, вполне вписывается в данное определение. Как говорят некоторые заядлые путешественники: «В рваных кедах, зато — по Парижу!». Следовательно, зависимость от путешествий возможна.

На развитие зависимости у путешественников влияют следующие факторы.

Мотивация. Выделяют две формы мотивации: внутреннюю (действие осуществляется из интереса и соображений удовольствия) и внешнюю (из соображений получения результата). Как показывают исследования, внутренняя мотивация мощнее внешней.

Ограничения (сдерживающие факторы туризма). Например, ограничения на поездки негативно влияют на желание путешествовать.

Социально-демографические признаки (пол, возраст, профессия)

Характеристики поведения в поездках (количество попутчиков, расходы, частота поездок)

С помощью регрессионного анализа исследователи выяснили, что женщины более склонны к зависимости от путешествий, чем мужчины. В то же время по остальным демографическим признакам существенных отличий не выявили. Люди, которые совершают поездки ради удовольствия и отдыха зависимы сильнее, чем те, кто ездит по работе. Кроме того, оказалось, что чем сильнее аддикция, тем большие денежные и временные ресурсы индивиды готовы тратить на путешествия. Мотивация и ограничения также оказывают влияние на зависимость от туризма. Таким образом, становится понятно, что зависимость от путешествий существует, и для некоторых людей может быть реальной проблемой. И хотя аддикция к туризму и не предполагает реально опасных последствий для здоровья или общества, вероятно, лучше избегать зависимого состояния.

Вероятное будущее туризма

Рассуждая о доступности и массовости путешествий, нельзя не отметить, что за последние три года облик туризма переменился. Пандемия коронавируса послужила толчком к деглобализации и усложнила пересечение границ. Для путешествия в другую страну стало недостаточно билета и паспорта, необходимо вооружиться результатами ПЦР-теста, средствами индивидуальной защиты и смириться с рядом ограничений. Кроме того, цены на авиабилеты и пакетные туры существенно повысились, в среднем на 17% только за 2022 год. Несмотря на то, что в последние месяцы антиковидные меры начали смягчаться, в игру вступили геополитические разногласия, которые не менее сильно осложняют жизнь путешественникам — во многие страны теперь и вовсе нельзя добраться без утомительных пересадок. Также обсуждается возможный запрет на выдачу шенгенских виз гражданам РФ.

Исследователи предполагают, что пандемия изменит туристическую отрасль на долгое время. В частности, страны, где наблюдалась неблагоприятная эпидемическая обстановка (Китай, Италия, США) могут стать менее привлекательными для туристов. С другой стороны, путешественники, вероятно, выберут для поездки пострадавшие регионы по другим причинам — чтобы оказать экономическую поддержку.

Тем не менее предполагается, что люди в ближайшие годы будут предпочитать внутренний туризм внешнему, а также рассматривать для поездок непопулярные места. Кроме того, изменится отношение к иностранной еде, а расширенную медицинскую страховку станут приобретать чаще. В то же время жители принимающих стран, вероятно, начнут относиться к зарубежным туристам менее приветливо.

Некоторые полагают, что последствия пандемии COVID-19 может сделать туризм осознанным и даже вернуть моду на «медленный туризм», когда люди наслаждаются самим путешествием, а не только пунктом назначения. Медленный туризм предполагает отсутствие спешки и изменение отношения к скорости. Человек не стремится посетить как можно больше мест и как можно быстрее, он сосредотачивается скорее на качестве, чем на количестве. Считается, что потребительское отношение к путешествиям лишает людей удовольствия от места назначения. В свою очередь медленный туризм предоставляет возможность приобщиться к местной культуре, вступить в тесный контакт с жителями и получить положительные эмоции от поездки.

 Источник: ru.freepik.com

По мнению исследователей, туристическая отрасль вообще не должна возвращаться к прежним реалиям. Напротив, ей необходима тотальная перезагрузка. Так, путешественники должны более ответственно подходить к финансовым вопросам и искать альтернативы популярным среди туристов местам, чтобы снизить локальную нагрузку на окружающую среду. Новые нормы, которые разрушают «гегемонистские ландшафты туризма» достойны широкого обсуждения.

Таким образом получается, что зависимость от туризма существует, и обусловлена доступностью путешествий в глобальном мире. Постоянная потребность в поездках включает в себя все признаки аддиктивного поведения. Заядлые путешественники ощутили это и во время всеобщего карантина, и позже — из-за изменений в авиаперевозках. Увы, ни чтение книг, ни просмотр фильмов, как бы не хотелось, не способны полностью заменить впечатления от поездок.

Однако прогресс не стоит на месте, и уже сегодня технологии виртуальной реальности (VR) дает возможность путешествовать, не выходя из дома. Исследователи заинтересовались, могут ли подобные технологии заменить реальные поездки. Выяснилось, что люди, которые путешествуют с помощью VR, ощущают присутствие устройства и не воспринимают локацию как естественную окружающую среду. Кроме того, испытуемые отметили отсутствие уникальных духовных переживаний. Например, таким переживанием может стать общение с другими туристами после тяжелого подъема на вершину горы и других совместных приключений. Таким образом, VR пока не рассматривается как полноценная замена настоящих путешествий, но с дальнейшим развитием технологий подобного рода туризм может стать намного более правдоподобным и привлекательным. Путешествия с помощью технологий виртуальной реальности служат достойным вариантом для человека, который по определенным причинам не готов отправиться в оффлайн-поездку — онлайн-экскурсии стали вполне доступным продуктом.

240


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95