«Легко заметить: ситуация на рынке труда сильно меняется. Нас уже рассматривают в соответствии с новыми стандартами: теперь работодателя интересуют не только наш ум, образованность или компетентность; сегодня нас оценивают еще и по качеству наших отношений с другими и с самим собой...
В какой бы области мы ни работали, отныне вполне ясны решающие критерии, по которым оценивается наша стоимость на рынке труда, а значит, и наши будущие профессиональные перспективы. Эти правила имеют мало общего с тем, что мы проходили в школе. Новая шкала ценностей абстрагируется от большей части наших школьных умений. Интеллектуальные способности и технические навыки, необходимые для нашей работы, она считает данностью. А вот основное внимание эта новая шкала уделяет таким личным качествам, как инициативность, способность сопереживать, умение адаптироваться и талант убеждать.
Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) – американский психолог, выпускник Гарвардского университета, он первым заговорил об исключительной важности эмоционального интеллекта. Сейчас он – сопредседатель американского Консорциума по изучению эмоционального интеллекта в организациях (www.eiconsortium.org).
Не стоит думать, что речь идет о мимолетной тенденции или же последнем (более или менее сомнительном) чудодейственном средстве в менеджменте. Серьезность этих критериев подтверждается исследованиями, в которых участвовали десятки тысяч наемных работников, занимающих самые разные должности...
Сегодня мы наконец-то располагаем более точным пониманием человеческих способностей, которые по-разному называют и оценивают уже не один десяток лет (характер, индивидуальность и даже социальные навыки), – и словом, которое характеризует все эти качества: «эмоциональный интеллект». Так пишет в книге «Эмоциональный интеллект», ставшей мировым бестселлером, Дэниел Гоулман. В ней он ставит под сомнение коэффициент интеллекта (IQ) как определяющий фактор жизненного успеха и настаивает на том, что каждому важно развивать в себе такие качества, как самосознание и самообладание, мотивация, настойчивость, уважение к другим и непринужденность в общении. Они совершенно необходимы нам для эмоционального равновесия и гармонии в отношениях. Гоулман также пишет о роли эмоций в достижении профессионального успеха. «Сейчас работа часто бывает временной, и гибкость и способность к адаптации все больше становятся важной составляющей самого понятия «работа». Они необходимы для того, чтобы найти работу и удержаться на ней». Дэниел Гоулман объясняет нам, почему хорошо устроенная голова лучше, чем до отказа наполненная.
5 качеств, которые стоит развиватьПоследние исследования психологов и нейробиологов доказывают, что каждый из нас способен улучшить свой эмоциональный интеллект. Вот пять базовых и самых важных для профессиональной жизни качеств, которые выделяет Дэниел Гоулман.
- Самосознание: всегда осознавать свои чувства и использовать свои склонности для принятия правильного решения. Реально оценивать себя и в полной мере верить в себя.
- Самообладание: управлять своими эмоциями таким образом, чтобы они облегчали вам работу, а не мешали ей. Быть ответственными и уметь отказаться от немедленного вознаграждения ради достижения более отдаленной цели. Уметь быстро восстанавливаться после эмоциональных потрясений.
- Мотивация: использовать свои самые глубинные желания в качестве компаса, который указывает путь к цели, помогает брать на себя инициативу, действовать более эффективно и упорно идти вперед, несмотря на разочарования и возможные неудачи.
- Эмпатия: чувствовать в унисон с окружающими, уметь сопереживать им, встать на их точку зрения и поддерживать гармоничные отношения с самыми разными людьми.
- Коммуникабельность: владеть своими эмоциями во взаимоотношениях с людьми и проявлять проницательность в оценке ситуаций и тонкостей человеческих отношений. Быть тактичными. Использовать свои способности, чтобы убеждать, направлять, согласовывать позиции и сглаживать противоречия, чтобы налаживать сотрудничество и воодушевлять коллег.
Умение быть важнее, чем умение делатьПримем как данность: наиболее преуспевают сегодня в профессии те, кто умеет управлять своими эмоциями и эмоциями других. Иными словами, все большее значение играет способность распознавать свои эмоции, принимать их и позитивно воспринимать (иногда задним числом), имея при этом в запасе дополнительное преимущество – способность различать эмоции других людей. В каком-то смысле эмоциональный интеллект отдает должное благородной сущности человека – иногда доблестной, иногда не слишком уверенной, но открытой навстречу другим людям. Это то самое «умение быть», которое сегодня с особым рвением ищут рекрутинговые агентства.