Нет, я удивляюсь сам себе: потратить целый день на просмотр сериала — это надо умудриться!
Смотрел фильм «Человек в высоком замке». Шесть часов, шесть серий.
Скучно. Чувствуется бедность постановки, экономия на свете, на декорациях. Трудно даже разглядеть, где и что происходит. Всё в темноте, как будто наступила ночь и никак не закончится.
Роман Дика, по которому сделан фильм, наверное, интересен. Рассуждения о будущем мире, страхе появления вновь нацизма — это всё отлично, замечательно, прекрасно.
Только, как говорил Вольтер, я люблю все жанры, кроме скучного.
Мы постоянно ругаем нашу школу. Учителя взывают: «Не трогайте школу, не критикуйте её, не опускайте. Наоборот, поддерживайте, поднимайте авторитет учителя. Не делайте из учителей козлов отпущения. Учителя ни в чём не виноваты».
Какое общество — такая и школа.
Какая школа — такое и общество.
Всех наших бюрократов, коррупционеров, лжецов, подлецов, мошенников, садистов воспитала школа. Большинство у нас всё-таки имеют аттестат зрелости, и десять-одиннадцать лет исправно ходили в учебное заведение — пришли в первый класс невинными мальчиками и девочками, а став взрослыми, занялись стяжательством, излишним накопительством, коррупцией.
С чего надо переделывать школу? С подготовки учителей. Только когда стипендия в педагогических институтах будет самая высокая в стране (раза в два-три выше прожиточного минимума), можно говорить о правильном подходе к учительским кадрам.
Знания не самое главное в профессии учителя. Совестливость, личное обаяние, хороший характер, коммуникабельность, артистизм, трудолюбие, неравнодушие, благородство… Я могу этот список долго продолжать.
В юности смотрел хороший фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (режиссёр Сидни Поллак). Все учителя, если они только честно работают, — это загнанные лошади.
При таком графике и бюрократической загрузке нельзя от учителя требовать нормальной отдачи.
В педагогические институты должен быть творческий конкурс, собеседование. Только при собеседовании можно выяснить, есть у человека артистизм или нет. Как говорит учитель — так будут говорить ученики.
У некоторых учителей речь ужасна:
- слова-паразиты;
- бубнят;
- шамкаю (у некоторых отсутствуют зубы);
- точку в конце предложения не ставят;
- опорные слова не выделяют;
- говорят так, что хочется заснуть, а ведь надо запоминать, вслушиваться в речь учителя.
Актёров технике речи учат два года, а учителей?.. Две-три вводных лекции и всё.
Когда учитель входит в класс, это всегда маленький спектакль, где учитель — драматург, режиссёр и главный исполнитель.
Спросите у знаменитых артистов, тяжело ли держать внимание зала 45 минут одному? Невероятно тяжело.
Учителей нужно учить актёрскому мастерству. Если будущий учитель поймёт, что у него те или иные пробелы в знаниях (по химии, физике и другим предметам), он их легко восполнит (интернет поможет), а вот если учитель обладает отрицательным обаянием, своим видом наводит тоску и грусть, ничего не поможет и можно лишь посочувствовать школьникам.
Да, многое зависит и от того, как подаётся предмет. Наши учебники скучны и нудны. Упор, как и двести лет, на зубрёжку: прочти, запомни, перескажи.
Я в своих учебных курсах постарался от этого стереотипа отойти. Говорю и о «СОЛО на клавиатуре», и о курсе «Учимся говорить публично», и об онлайн-книге «Курить, чтобы бросить!» (она тоже учебный курс).
Вроде я нашёл понимание у тех, кого хочу научить. Но как иногда учитель не находит понимания у администрации своей школы и вышестоящих начальников, так и у меня: понимания и поддержки у начальников я не нашёл.
Что не мешает мне продолжать бороться и делать вид, что всё в порядке.
Главное — не унывать, не злиться, не огорчаться.
Очень легко озлобиться, и тогда всё начнёт валиться из рук.
Долго сегодня гулял в парке «Сокольники» и рассуждал про себя:
- о честности и нечестности;
- о стране, в которой могло бы быть всё, ибо мы богаты (это ужасный лозунг: мы бедны потому, что богаты);
- о своей фирме (хочется её сделать успешной).
Мечтается научить большее количество людей набирать слепым методом.
Мечтается отучить от курения большее количество людей.
Мечтается научить правильно общаться, слушать и слышать 90% населения России.
Да-да, 90% населения России не умеет общаться:
- кто-то по поводу и без повода спорит;
- кто-то всегда прерывает другого человека;
- кто-то, выступая, зажимается и молчит вместо того, чтобы отстаивать свои права;
- кто-то неверно ставит ударения, и слушать такого человека тяжело;
- кто-то предпочитает сочно, ярко, красочно материться.
Одного такого человека я спросил:
— Чего ругаетесь? Зачем материтесь?
— Я не ругаюсь. Я выпускаю пар. Одним матерным словом я могу выразить всё отношение к нашей жизни. Это же здорово.
Учителя вздыхают: нынче не тот ученик пошёл. А почему не тот? Кто его воспитывал, нынешнего ученика? Родители. А кто воспитывал родителей? Кто их учил и не научил? Учителя. Круг замкнулся. Кто его разорвёт?
По привычке вечером читал список читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и рассматривал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Всё чаще и чаще вспоминаю Симона Львовича Соловейчика и только сейчас понимаю, как ему было трудно, когда он организовал издательский дом «Первое сентября».
Но он выстоял и добился замечательных результатов.
Значение учителя, писателя, публициста, общественного деятеля Симона Львовича Соловейчика до сих пор по заслугам не оценено. Жаль.
День прожит недаром, если кому-то на свете стало лучше оттого, что мы есть.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель