Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Работа, которая делает нас счастливее

Мы проводим на ней не менее сорока часов в неделю: порой в состоянии непрерывного стресса, нередко не имея возможности достичь желаемых целей. Можно ли изменить ситуацию, не меняя места и сферы деятельности?

Идея о том, что работа должна приносить радость, сравнительно нова. На протяжении значительной части человеческой истории — собственно, с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая и обречены добывать хлеб насущный в поте лица, — труд воспринимался в лучшем случае как неизбежная повинность, в худшем — как проклятие. И сегодня большинство людей на планете радуются, если им просто удается найти работу, думая при этом скорее о деньгах и стабильности, чем о счастье.

Однако это вовсе не повод смириться с рутиной, скукой и стрессом на работе, поставив крест на своем желании получать от нее удовольствие. Стремиться сделать свою работу важной и осмысленной частью жизни — естественное желание современного человека. И для того, чтобы этого добиться, требуется сравнительно немногое: признать, что работа, которой мы занимаемся сегодня, обладает множеством достоинств и ничуть не уступает другим занятиям. В мире не существует неинтересных профессий, и та радость, которую мы можем получать от своей, в первую очередь зависит от нас самих.

Миф о призвании

Дела не складываются, начальник недоволен, а коллеги, напротив, излучают энергию и энтузиазм. Если эта ситуация затягивается, трудно удержаться от мысли: «Наверное, я ошибся с выбором специальности».

Вспомнить о себе

Чтобы избежать зависимости от собственной работы и ощущать себя не только сотрудником, но и человеком, стоит несколько раз в день задавать себе вопрос: «Чего я сейчас действительно хочу?» «Часто мы оказываемся «приписанными» к своей работе и забываем, кто мы есть на самом деле, — комментирует Леонид Кроль. — В то же время человек, узнавший, чего он хочет в данный момент, выходит на другой уровень: он сам формулирует вопросы и отвечает на них, становясь хозяином самому себе». Второй способ постоянно держать связь со своим внутренним миром — включить в окружающее пространство вещи, не имеющие отношения к работе. Это могут быть фотографии близких на рабочем столе или любимая книга, спрятанная в одном из его ящиков, — то, что позволит на время забыть о профессиональных проблемах. «Мир пытается завоевать человека, — говорит Леонид Кроль, — а мы таким образом словно бы ставим себя и свою мечту выше моря проблем, бушующего вокруг».

alt

В самом деле, выбирая будущую профессию, мы нередко ориентируемся не столько на свои истинные желания, сколько на представления родителей, сиюминутную конъюнктуру рынка труда и т. д. Но даже если выбранное нами занятие не соответствует нашим устремлениям, это вовсе не драма: сегодня определить род своей деятельности раз и навсегда не только невозможно, но и не нужно. «Некоторые люди всю свою жизнь уточняют содержание понятия «призвание», — говорит российский представитель Международной федерации коучинга (ICF) Светлана Чумакова, — и время от времени спрашивают себя: «Я достиг определенной цели, но что это значит для меня и что я собираюсь делать дальше?»

Желание сменить сферу деятельности многим представляется странным: мы жалеем время и силы, затраченные на образование и освоение основных трудовых навыков, и страшимся потерять то, чего уже достигли на профессиональном поприще. В то же время еще пятьдесят лет назад фантаст Иван Ефремов предсказывал, что человек будущего будет осваивать за свою жизнь как минимум три профессии — и сегодня в этом утверждении остается все меньше невероятного. «У нас до сих пор в значительной степени сохраняется эпическое мышление, — говорит директор и ведущий тренер Центра обучения персонала «Класс» Леонид Кроль. — Выучился — иди работай, а потом тебя отправят на заслуженный отдых. А сделать свою жизнь из эпоса сборником повестей мы не решаемся. У человека может быть одно призвание в 25 лет и другое в 35. Надо пробовать себя в разных вещах, и совсем не обязательно ценой пятилетнего образования. В жизни должно быть много коротких путешествий, увлечений, надо пробовать новые образы и изучать себя разного».

А если мы еще не готовы к поиску нового занятия? «Другого себя» можно с успехом искать и на имеющейся работе — для этого следует разобраться, что нам в ней все-таки нравится. Попытаемся выяснить собственные параметры хорошей работы и отделить их от тех, которые культивировались в нашей семье. «Мой дедушка всю жизнь ходил на службу к восьми утра, — рассказывает 23-летняя Ольга. — И, когда я нашла отличную надомную работу, бабушка и мама долго не могли с этим смириться. Они были уверены: если я не еду на службу на первом троллейбусе, это плохое занятие».

Чтобы понять, что лично вы вкладываете в понятие «хорошая работа», перечислите ее признаки. Вы хотите помогать другим или добиваться признания? Иметь свободный график или машину с водителем? Этот список позволит вам узнать и о своих неудовлетворенных потребностях: в статусе, уважении окружающих или ощущении свободы. «Намечтайте» себе работу, — советует Леонид Кроль. — Тщательно продумайте все детали: большой или маленький коллектив, как выглядит начальник, где находится рабочее место, какие даются поручения… Сначала таким образом описывается идеальная работа, потом — хорошая и наконец приемлемая. И если сначала вы хотели, чтобы ваш начальник знал восемь языков, то к финалу, возможно, согласитесь и просто на вежливого человека. Рисуя такие мысленные картинки, вы помогаете себе принять реальность».

Когда работа соответствует нашим основным потребностям и ожиданиям, мы чувствуем себя комфортно. А если этого не происходит, мы неизбежно испытываем фрустрацию и стресс. «Когда я устраивалась на работу, мне сказали, что я смогу два дня в неделю оставаться дома, — жалуется 26-летняя Лина. — Но мне приходится отрабатывать полную неделю. Мое присутствие в офисе необходимо, но мне все равно очень обидно».

Реальность редко соответствует всем нашим желаниям: свобода плохо совместима со стабильностью, а власть — с возможностью непосредственного и легкого общения с окружающими. Чтобы избежать разочарований, нам надо спокойно расстаться с какой-то частью своих желаний. «Выбирая что-то одно, мы неизменно отказываемся от другого, — говорит Светлана Чумакова. — Но отказ не станет болезненным, если мы осознаем, что этот выбор — наш собственный».

Определить неприемлемое

Выяснить, что именно в профессиональной сфере является для вас решительно неприемлемым, ничуть не менее важно, чем определиться с собственными ожиданиями и пожеланиями. Рисуя себе образ идеальной работы, определите и то, чего вы терпеть не собираетесь. «Каждый человек может установить собственный предел терпения и в дальнейшем выстраивать свое поведение, сверяясь с ним, — говорит Светлана Чумакова. — К примеру, в день он способен выдержать один большой скандал с начальством или три маленьких с равными по статусу коллегами, но не больше. И, если уровень стресса на его работе превышает тот, на который он согласен, пора принимать меры».

Всему свое время

Тот из нас, кто приносит домой кипы служебных документов или перед сном непременно «проигрывает» в голове рабочие ситуации, рискует своим здоровьем: чрезмерная доза деловых забот чревата глубокой депрессией. К такому выводу пришла психолог Сабина Зоннентаг (Sabine Sonnentag) из университета Констанц (Германия), исследовавшая поведение 87 представителей различных профессий. Те из опрошенных, кто работал дольше остальных и испытывал большие нагрузки, не могли вечером забыть о работе, а в результате чувствовали себя усталыми и постоянно пребывали в плохом настроении. Психолог предупреждает: «Тот, кто постоянно занят работой, может неожиданно оказаться вообще к ней неспособным».

Уйти от стресса…

Что делать, если уровень стресса на работе становится невыносимым? Вариантов всего три: смириться (в ущерб себе), уйти или попытаться переломить ситуацию. Если вы выбрали третий путь, начинайте действовать до того, как переутомление лишит вас сил. «Надо учиться осознавать свои эмоции и справляться с ними, — советует Светлана Чумакова. — Можно встретиться со своим начальством и обсудить сложившееся положение. Вы с руководителем должны понять, чего каждый из вас ждет от другого, а затем обсудить, что вы можете дать организации, а чего сделать не способны».

Впрочем, стресс не всегда однозначно вреден: в условиях конкуренции он способен послужить дополнительным стимулом к развитию. «Спросите себя: что дает мне стресс? — предлагает Светлана Чумакова. —Он меня разрушает или подогревает во мне интерес к происходящему? И если он закономерная часть моей работы, то какие способы реагирования на него я могу выбрать?»

…И от скуки

Скука возникает не только тогда, когда нам нечего делать. Это ощущение связано с недостатком мотивации, и тому может быть несколько причин: рутинный характер работы, априорное отсутствие к ней интереса или недостаток уважения к организации, в которой мы работаем. Но у нас есть возможность отнестись к своему делу с большим энтузиазмом. Главное — распрощаться с мифом о том, что в другом месте мы могли бы найти более интересное и подходящее для нас занятие: увлекательной работу делает наше восприятие. Достаточно вспомнить дворника из записных книжек Сергея Довлатова, который, разглядывая мусор, вычислял, из какой он квартиры, доказывая тем самым, что в любом деле есть место творчеству.

«Финансовый менеджер в своих фантазиях может видеть себя джазовым музыкантом, но при этом понимать, что ему надо обеспечивать семью, — говорит Светлана Чумакова. — Поэтому ему надо понять, какую ценность для него сейчас представляет имеющаяся работа, как она может быть связана с его мечтой, и на основании этого найти в своем занятии новые, неожиданные ракурсы».

Чтобы преодолеть тоску, нам надо постараться творчески подойти к доверенному нам делу: к примеру, изобрести другой — более быстрый, эффективный или хотя бы просто более эстетичный — способ его выполнять. Преодолев собственную инерцию, мы получим моральное право бросить вызов своему начальству: «Дайте мне возможность показать, на что я способен, или попробовать себя в чем-то другом».

Осмелиться уйти

Иногда приходится совершить решительный шаг: мы не видим выгод в своей работе, улучшений не предвидится, а значит, нам остается только одно — уйти. Это решение может вызвать страх: а что если подходящая работа мне больше не встретится? Что если я переоценил свои возможности и придется расплачиваться за самоуверенность? Впрочем, этот ход мыслей не единственно возможный. «Почему бы не рассматривать свой уход как выход на другой уровень? — предлагает Леонид Кроль. — В какой-то момент необходимо понять: кто больше — я или моя работа? Если человек считает себя больше своей работы, он не боится ее потерять».

Расставание с прежним местом работы предполагает поиск нового, поэтому нам стоит помнить о том, что делает нас привлекательными в глазах возможного работодателя. Мы сможем яснее понять это, спрашивая себя: насколько я ценен для организации, в которой собираюсь работать? Каковы мои сильные и слабые стороны? Какие у меня перспективы роста? Ответы на эти вопросы в нужный момент напомнят о том, что наши способности и жизненная энергия позволят нам сохранить мобильность на рынке труда. «У людей, которые знают, чего они хотят, и умеют правильно себя подать больше шансов найти дело по душе», — говорит Леонид Кроль. Наконец, сознательно расставаясь с неподходящим для себя местом, человек получает в награду невероятное чувство свободы и внутреннего обновления. Ведь профессиональная жизнь — как и жизнь вообще — никогда не стоит на одном месте.

alt

Чтобы успешно реализовать себя в работе, человеку нужно обладать определенными качествами. Социальный психолог Тахир Базаров* убежден, что в большей степени они присущи женщинам.

Psychologies:  Какие качества помогают нам добиться успеха в работе?
 
Тахир Базаров:  Коэффициент интеллекта IQ перестает быть главным показателем эффективности специалиста. Его место занимает EQ — коэффициент эмоциональности, связанный с образностью мышления и гибкостью поведения — качествами, которые в большей степени присущи женщинам. Характерный пример: мужчины редко позволяют себе дружески общаться с подчиненными, в то время как женщины-руководители понимают, что помогать друг другу можно и нужно вне зависимости от разницы в служебном положении — именно эта стратегия обеспечивает сегодня наибольшую эффективность работы коллектива. Есть и еще одно различие: мужчина скорее поощрит сотрудника, владеющего необходимыми навыками, а женщину заинтересует человек с «горящими глазами», у которого высокая мотивация, — и, как показывает практика, это более успешная позиция для современного бизнеса.
Женщины становятся все более серьезными конкурентами для мужчин?
 
Т. Б.: В одном из моих тренингов для топ-менеджеров есть такое упражнение: на большом листе бумаги мы выписываем 40–50 причин, заставляющих людей вести себя в жизни определенным образом, и каждый участник выбирает наиболее близкие ему. Сейчас в первой пятерке мотивов у женщин появились карьера и деньги, а у мужчин — любовь, семья и мечта. Успешные мужчины слишком интенсивно работали на протяжении последних 15 лет, и у них возникла потребность в покое. К тому же женщины в бизнесе чувствуют себя свободнее мужчин: для них не так важен формальный статус. Более того, если у женщины не сложится карьера, она займется домом, и мало кто ее за это осудит, а у мужчин это не принято.
Существуют ли области деятельности, где женщины пока не проявили себя?
 
Т. Б.: Женщин еще нет в нашем правительстве, хотя женская компетентность и энергичность позволили бы им разрешать проблемы и этого уровня. Я уверен, что ситуация изменится — сейчас мы конструируем будущую реальность, а делать это можно лишь сообща: взгляд на будущее должен быть разносторонним.
 
Жанна Сергеева

 

374


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95