В июне этого года президент Владимир Путин на заседании Госсовета по развитию автомобильных дорог заострил внимание на проблемах работы дорожных камер. Слишком часто стали поступать жалобы на злоупотребления частных структур, использующих такие приборы как средство обогащения. С целью исключить подобные злоупотребления в ГИБДД началась реформа, призванная повысить безопасность на дорогах и исключить искусственное создание ловушек на дорогах для автомобилистов.
Рекомендации ГИБДД
Государственная автоинспекция подготовила документ с рекомендациями для региональных отделений по работе с комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Кроме того, документ содержит перечень условий, при которых работа комплексов должна прекращаться. Этот пункт оказался самым интересным, так как до сих пор заявлялось о всепогодности этих устройств. Но оказалось, что камерам свойственно ошибаться. Причем ошибки эти не всегда заметны операторам, да и самим автомобилистам.
Часто происходят случаи, когда камера в условиях плохой видимости не может точно определить транспортное средство в плотном потоке и начинает перекладывать скорость нарушителя на других автомобилистов. К примеру, после того как радар зафиксирует нарушение и выдаст информацию блоку управления на фиксацию нарушения, обычная видеокамера не может четко рассмотреть габариты, модель и траекторию машины. В итоге электроника путается, выхватывает из потока любую машину, прикрепляет к ней скорость лихача и формирует шаблон постановления.
Недавно вскрылся подобный факт ошибочного определения типа транспортного средства, когда камера перепутала в темноте грузовой и легковой автомобили и оштрафовала законопослушного автовладельца за нарушения, совершенные водителем грузовика.
Теперь в региональные ЦАФАП (Центры автоматической фиксации административных правонарушений), входящие в федеральные структуры ГИБДД, разосланы рекомендации выключать камеры, если:
— погода стала неблагоприятной и уже невозможно точно определить движущееся транспортное средство нарушителя;
— на дороге отсутствуют предупреждающие таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» или нет разметки перед стационарной камерой, чтобы оповещать водителей о том, что им необходимо соблюдать скоростной режим.
Камера также должна выключаться, если поступают многочисленные жалобы граждан на ошибочные постановления, приходящие с нее. В этом случае необходимо не только деактивировать камеру, но и проверить достоверность ее работы.
Когда камера следит за соблюдением сигналов светофора, а сам светофор вышел из строя и движение регулируется знаками или регулировщиком, комплекс фотовидеофиксации тоже необходимо выключать.
При проведении дорожных работ камеры тоже должны выключаться за исключением случаев, когда в зоне работ выставлены знаки временного ограничения скорости. Этот скоростной режим измерять можно.
Нет юридической силы
«В целом это очень хорошие рекомендации, которые должны улучшить работу дорожных камер, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Однако этот документ имеет всего лишь рекомендательный характер. Это не приказ и не постановление правительства, а лишь просьба к региональным подразделениям не доверять электронике слишком сильно. На основании этих рекомендаций автомобилистам невозможно будет оспорить какой-нибудь конкретный штраф, выписанный раньше, или который может прийти по почте в будущем».
Ситуация с некачественной работой камер обострилась в последние два года, когда стали множиться случаи вынесения необоснованных постановлений об административных нарушениях, например, штрафовались за остановку в неположенном месте машины, перевозящиеся на эвакуаторе, а также стоящие в пробке. При этом группы разбора нередко отказывали автомобилистам в пересмотре административных дел. По данным ГИБДД, в целом около 25% администрируемых автоматическими комплексами нарушений являются ошибочными. И в потоке тысяч постановлений операторам ЦОДД и инспекторам ГИБДД трудно мгновенно найти ошибки и неточности электроники.
«Хочется верить, что разосланная в регионы „методичка“ позволит исправить ситуацию, однако в этом есть большие сомнения, — рассказывает координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. — Многие частные структуры работают в рамках заключенных контрактов, где четко прописаны права и обязанности сторон. Если они будут нарушать рекомендации разосланной ГИБДД „методички“, ставить камеры в кустах, в дождь и без информационных табличек, то наказать их за это будет невозможно, так как рекомендации не имеют юридической силы. А контракт они не нарушают».
Кроме того, непонятно, какие погодные факторы считать «неблагоприятными». Насколько серьезным должен быть снег или дождь, чтобы эксплуатирующая организация отключала камеры, и стоит ли включать эти устройства при небольшом моросящем дожде? Все эти факторы не учтены в документе и рождают много вопросов у эксплуатирующих структур.
Владимир Гаврилов