При всей своей любви к истории и страсти забивать голову ненужными сведениями я не знаю, кто из капитанов бизнеса впервые придумал формулу про «одну команду». Таки этот человек был голова, могу сказать, исходя из своего опыта в зарабатывании и растрате денег. Более лживой и фарисейской фразой при данных обстоятельствах может считаться только максима «мы — одна семья». Хороша семейка, когда решения принимаются простым большинством денег, без оглядки на неминуемые последствия. Всё это имеет отношение к радио так же, как и к любому занятию светлой капиталистической пахоты на бескрайней ниве чужих сбережений.
А вот теперь об особенностях. Особенностях производства слов для ушей. Та самая команда, которую можно наблюдать в любом террариуме под названием офис, на радио состоит из людей, далёких от эфира так же, как декабристы от мужичков, которых они хотели осчастливить свободой. Девяносто процентов сотрудников любой радиостанции — это девочки и редкие представители мужескаго полу, уткнувшиеся в «одноклассников-вконтакте-жж». В те редкие случаи, когда места обитания согбенных «одноклассников» посещаются Большим Начальством (чем меньше радиостанция, тем больше Больших Начальников на душу радиоведущего — частное определение Ружейникова для закона Паркинсона), плюсодины и чмоки-чмоки на мониторах сменяются малопонятными графиками и таблицами. Лёгкий шторм в голове Большого Начальника, который был произведён очередным падением рейтинга-шмейтинга, топит надежду на повышение зарплаты в этом году и добавляет ядовитых красок в портреты ведущих, которые каждый день коллективно рисуют редакторы-бухгалтеры и прочие менеджеры (когда вам говорили, что редакторы — это т. н. «творческие единицы», вас обманули). Между людьми, говорящими слова в микрофон, и всеми прочими на радиостанции никогда не встречается столь желаемого Большими Начальниками единения, которое должно вести бизнес-экипаж к вершинам процветания и славы. Любой маркетолог, инспектор по кадрам, не говоря уже о водителях, прекрасно понимают, что нужно говорить в микрофон, с каким придыханием и, главное, кому. Справедливости ради стоит отметить: творцы отвечают тем же. Склонность к небожительству — не самое лучшее подспорье для общения между «повелителем эфира» и всеми остальными. В большинстве творческих и коммерческих неудач ведущие обвиняют редакторов (не так бэки написали), коммерцов (продавать не умеете) и водителей (на пять минут опоздал, а я в колготках на морозе). Как правило, эти дрязги являются непреложным и не сильно обременительным атрибутом существования любого бизнес-проекта под названием «радиостанция». Просто, когда проект, что называется, «на плаву», эта вялотекущая позиционная война никого особенно не раздражает и приносит в жизнь радиофабрики необходимые дозы театральности (занятие всё-таки творческое). Другое дело, когда заработанные на рекламе деньги позволяют покрыть расходы на покупку бумаги для принтера, да и то лишь для офиса начальства. Всем остальным приходится пользоваться «обороткой» (для любых целей, замечу). В этом случае конфликт переходит в горячую стадию, когда формируются шаткие и неустойчивые коалиции, атаманами в которых нередко выступают руководители отделов. «Сарынь на кичку» — именно с этого казацкого клича начинается любой рабочий день на тонущем судне под названием «Капец FM». Кровь должна стынуть в жилах того несчастного, против кого направлен «праведный» гнев коллег по созданию радиоконтента. Однако ж не стынет, потому как в этот самый момент вероятная жертва, против которой плетутся интриги, сама с головой нырнула в разработку плана по уничтожению «этой сучки, которая без году неделя, а уже...». В конечной стадии катастрофы, когда звезда Чернобыля уже зажглась над пепелищем любимцев аудитории, в схватку с коллегами и подчинёнными вступают Большие Начальники. Поскольку, по большому счёту, руководить процессом радиовещания скучно и неувлекательно (да и сам процесс, как гниение в последней стадии, необратим), Большие Начальники, возглавив сбитые наскоро ватаги, начинают партизанскую войну друг с другом. Если на радиостанции то и дело проходят собрания отделов и творческих групп — пиши пропало. Предприятие эфирной магии находится в последней стадии ухода из бренного мира. Мозговые (?) штурмы и коллективные мантры этих сборищ своей целью имеют только заслуженное торжество, допустим, креативного отдела над продюсерской группой утреннего шоу или звукорежиссёров над новостниками (главная вина которых состоит в том, что в студию они заходят не за 30, а за 25 секунд до выпуска). Время от времени в стадии агонии на радиостанции назначаются общие собрания. Но поскольку взаимная ненависть и хроническая задержка зарплаты являются плохими цементирующими коллектив началами, общее собрание с первых минут превращается в старинную русскую забаву «царь горы» под не менее посконным лозунгом «каждый за себя». Если в этот момент «одна команда» находит в себе силы не перегрызть друг другу горло, то можно считать, все её члены проявили такт и выдержку. Однако на практике, радостно поплевав друг другу в глаза при расставании (станция-то накрылась), герои прежних баталий встречаются в новых проектах, группами и поодиночке. И тогда всё продолжается...
На успешных радивах всё гораздо проще о скучнее. Встречаются, работают, иногда на корпоративах пляшут и детей вместе крестят. Тоска, одним словом. Никакого «командного духа».
Игорь Ружейников