«Я не твой еврей. Я свой собственный еврей». Так говорил мудрый Изя Кацман из книги-пророчества «Град Обречённый». Просто вспомнилось, глядя на словосочетание «свой слушатель». Я не уверен в правомочности самого существования этого термина. Его, наверное, придумали для оправдания существования радио и теле музеев, соперничающих своей "неуловимостью" с тем самым Джо. Мол, каждый бред находит своего слушателя, особливо, если деньги на создание нетленки уже выделены, освоены и перепрятаны. Так, зажившиеся в эфирах «священные» старцы (иногда кажется, что они-бессмертные клоны) оправдывают своё пыхтение с преданиями седины глубокой. Дело, разумеется, не в возрасте, а в творческой импотенции, которой подобные персонажи были наделены ещё во времена своего рождения. "У меня есть свой, преданный слушатель.... а вечером в пятницу целых два".
Очень может быть, что болезненные поиски «своего» слушателя свойственны и активаторам новой генерации, но, к их чести, они про это никогда не говорят. Можно возмущаться, можно радоваться, но борьба за популярность в масс-медиа ведётся по тем же смешным законам политических личных и командных схваток. Когда политик страдает перед камерами и микрофонами за право обладания мигалкой и значком в лацкане пиджака, он хочет не «своего» избирателя. Он хочет, чтобы «его избирателем» стал каждый. Так и радиоведущий, которому не безразличен рейтинг, старается привязать к приёмнику максимальное количество индивидуумов, считающих эту станцию своей... Да, утренняя, вечерняя и прочие аудитории, даже в пределах одного радио, сильно отличаются друг от друга. Иногда просто диву даёшься, насколько. Но стараться нужно. Выхода другого нет. Потому как стоит недельку поработать только для едущих на работу в промежуток с семи до восьми, как обычно — "с доходом выше среднего, высшее или средне-специальное, руководители и менеджеры среднего звена«- перестают слушать почти все. Аудитория очень чутко и болезненно реагирует на искусственное сегментированное предложения медийного продукта. Люди не понимают, где и как им вешают лапшу на радиоуши, но фальшь определяют в девяти случаев из десяти. Результат-потеря даже самых преданных и постоянных. И это происходит только из-за того, что паша-маша-саша нарисовали портрет дорогого «своего» слушателя, основываясь на т.н. обратной связи. Телефонные беседы, форумы и SMS-ки показывают лишь слушательскую активность (и то весьма косвенно), но никак не портрет того самого слушателя. Попытки построить свой эфир на анализе восторгов, или проклятий в свой адрес неминуемо ведут, сначала к шизофрении, затем к увольнению. Приходя работать на радиостанцию, активатор должен, хотя бы в общих чертах, представлять лицо настоящей аудитории той самой станции. Некоторые, по загадочным, для меня причинам, верят заклинаниям, которые девочки из маркетинговой службы рассылают потенциальным клиентам .А там навечно прописались " с доходом выше среднего... (см. выше). Курили мы как то с моим другом — главредом нового, очень успешного издания. И я по неосторожности (или по болезни верхнего головного мозга) возьми и спроси: " А аудитория по media kit какая?" Он посмотрел на меня сожалеюще, как смотрят на выпускницу провинциального универа со специальностью PR в дипломе : «Игорь, как у всех!». Мы оба поняли , что я сглупил.
Помятуя о работе «для всех слушателей» своей станции, не стоит переносить это правило на всё взрослое, подростковое и пенсионное население нашего богоспасаемого отечества. Мы, конечно, похожи , но не надо любителям Кати Огонёк и Михаила Круга пытаться доказывать, что Рокуэлл Кентт — не новое слово в линейки известных сигарет. Учить расовой терпимости фанатов «Зенита» (да всех футбольных отморозков) тоже не рекомендую. Скучно, безрезультатно и коммерчески не выгодно. После нескольких таких экзерсисов пустота понедельничного холодильника по сравнению с пустотой вашей аудитории сказкой красивой покажется.
Хочешь видеть лицо «своего слушателя», иди служить в театр. Да и то, обмануться запросто под софитами.
Игорь Ружейников