Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Ранимый гей" Павел Челищев

 

Автопортрет. 1925. Худ. Павел Челищев
Он известен как "единственный русский сюрреалист" и некоторое время друг Гертруды Стайн - больше на Западе, чем на родине в России, откуда эмигрировал в 1920 году. Кое-кто вообще не считает его русским. На иностранных языках о нем написаны сотни статей, вышли книги и каталоги. Но все, что известно о Челищеве в России начала XXI века - это информационная волна вокруг проекта искусствоведа Александра Шумова: выставки и альбома, которым предшествовала его статья в гей-журнале "Квир" в сентябре 2005 года. До того материалы о Челищеве в отечественной прессе можно пересчитать по пальцам одной руки.

Его называют то "ранимым геем", то обладателем бесконечного числа любовников и основателем целой "гомосексуальной общины" в Париже. О его вспыльчивом характере, публичных скандалах и драках из-за любовников складывают легенды и анекдоты.

Павел Федорович Челищев происходит из старинного русского рода. Он один из многодетной семьи калужского помещика, семью которого сорвала с родового гнезда революция. Впрочем, Челищев бежал из России не сразу, пару лет он жил в Киеве, где брал уроки у самой Александры Экстер (1882-1949) - "амазонки авангарда", одной из основоположниц стиля "ар деко". Одновременно он был окружен множеством юных художников. В ближайшие годы многие из них станут именитыми. Например, "проекционист" Климент Редько (1897-1956), начинавший иконописцем в Киево-Печерской лавре, а закончивший руководителем изостудии при Московской сельхозакадемии им. Тимирязева. Пока же Редько писал Павлику игривые письма, вызывающие физические ассоциации об их близости - "...я почувствовал твою руку в моей руке..." - и подписывался: "любящий тебя ... твой сорванец".

За Украиной последовала Турция - недолгое прибежище эмигранта, а потом Берлин и Париж, где Челищев быстро вошел в круг Сергея Дягилева - сердцевину которого составляли талантливые люди, отдающие предпочтение однополой любви. Хотя встреча с Дягилевым и тем художественным направлением, которое воплощало это имя, произошла еще в России. Наблюдая за способностями сына к рисованию, отец выписал для совсем еще мальчишки журнал "Мир искусства" (1897 - 1904). А юношеские пейзажи калужского имения, написанные подростком, показали одному из "мироискусников" живописцу Константину Коровину (1861-1939). "Мне нечему его учить. Он уже художник", - будто бы сказал он.

 
 
"Уже художник" во Франции легко стал художником известным. В 1925 году Гертруда Стайн, приезжавшая в Париж с целью пополнить коллекцию своих картин, купила его "Корзинку с клубникой". Натюрморт занял место рядом с Пикассо в столовой американского дома феминистки.
 
В Париже Челищев собрал вокруг себя художников, писателей, музыкантов и просто симпатичных молодых людей, которых потом будут называть членами "гомосексуальной общины Челищева". Многие были его любовниками. Например, писатель-сюрреалист Рене Кревель (1900-1935), близкий к Сальвадору Дали. Последний посвятил ему целую главу в своем "Дневнике гения". От Кревеля Челищева оттолкнуло его неожиданное и фанатичное увлечение революционными идеями. В Париже русский эмигрант сторонился всего, связанного с революцией и коммунистами. К тому же Кревель пугал его частой сменой увлечений и настроений. В 1935 году его очередная депрессия закончилась самоубийством.
 

Джованни в соломенной шляпе. 1930. Худ. Павел Челищев

Портрет Николая Магеллана. 1930. Худ. Павел Челищев

Портрет мужчины в тату. 1934. Худ. Павел Челищев
 
Бывал здесь и другой именитый гомосексуал Сергей Набоков (1900-1945) - один из родных братьев писателя и поэта Владимира Набокова. Впрочем, его слава ограничивается общей со знаменитым американским писателем фамилией. В начале 1920-х годов "Сергей поселился в одной квартире с Челищевым и его любовником". Их связывал не только быт. "Высокий, немного ленивый, застенчивый" заика не обладал расторопностью и упорством брата, хотя писал талантливые стихи. Позже он нашел свое счастье с богатым австрийским аристократом Германом Тиме. Война его разрушила, и он умер от истощения в фашистском лагере в 1945 году.

Любовник Челищева, с которым Сергей Набоков делил кров в парижской квартире - это американский пианист Аллен Таннер, с которым они познакомились в самом начале 1920-х годов в Берлине, в Париж возлюбленные приехали в 1923 году.
Американский партнер Челищева писатель Чарльз Генри Форд (1913-2002). В США его считают автором первого гей-романа, точнее соавтором - криминальный роман Young and Evil он написал в 1933 году вместе с Паркером Тайлером (1904-1974). Форд был редактором двух влиятельных журналов. В 1940 году он начал издавать View, объединивший европейских сюрреалистов - писателей, поэтов, художников и фотографов, пережидавших в Нью-Йорке войну в Европе.

15 лет (или 10 - по другим данным Чарльз родился в 1908 году) разницы в возрасте не мешали Форду и Челищеву поддерживать отношения с начала 1930-х годов в Париже. Они познакомились при необычных обстоятельствах. В 1932 году Форд, считавшийся бисексуалом (именно под таким названием, Bisexual Bimonthly, он издавал один из первых своих журналов), возвращался из путешествия в Танжер со своей новой любовницей Джиной Барнес (1892-1982), американской поэтессой-феминисткой. В Париже они обнаружили, что полностью лишились оставленных в городе вещей и одежды, уничтоженной крысами. Челищев помог с гардеробом. В результате Барнес вернулась домой одна. А у Форда с Челищевым произошло то, что мемуаристы будут назвать "страстная связь", и они вместе отправились в Америку. Но прежде была драка из-за любовника в парижском доме Гертруды Стайн. Она выгнала за порог еще вчера ревностно опекаемого Павлика. Разрыв был столь болезненным, что вскоре и "Корзинка с клубникой" покинет свое привычное место, а 2000-х в результате стечения обстоятельств вернется в Россию и пойдет с молотка. В скандале была замешана влюбленная в Челищева женщина - Эдит Ситвелл (1887-1964), английская поэтесса, "эксцентричная родственница Тюдоров, организовавшая его выставки в Британии и помогавшая в поисках клиентов из местной аристократии для создания портретов". Лишившись сразу двух покровительниц - Стайн и Ситвелл, Челишев обрел любовника...

25 лет личных и творческих отношений Челищева и Форда вошли в историю американского искусства несколькими совместными проектами, в которых принимали участие Джордж Баланчин, Сальвадор Дали, Жан Кокто и другие. Челищев иллюстрировал журнал сюрреалистов View (1940-1947), создал серию рисунков к гей-роману Young and Evil, однако впервые они были изданы в книге только в 1988 году.

 

Тунисский мальчик. 1930-е. Худ. Павел Челищев

Купальщики. 1940-е. Худ. Павел Челищев

Купальщики. 1938. Худ. Павел Челищев
 
В 1952-м Челищев стал американским гражданином. Хотя в это время вновь жил в Европе. Последние пять (по другим данным 8) вместе с Фордом они предпочитали то Рим, то Париж. В 1956 году в возрасте 58 лет Челищев перенес инфаркт и летом 1957 года скончался в имении близ Рима на руках своего любимого.

Если в США Форд был более известен как поэт, то в Старом свете он начал яркую карьеру художника и фотографа. Поэтому, когда Чарльз после смерти Павла вернулся в Америку, он вскоре был поднят на вершины славы новым поколением художников, среди которых такие гей-кумиры, как Роберт Меппелторп и Энди Уорхол. Чарльз Генри Форд прожил долгую жизнь и скончался, опекаемый очередным любовником, в глубокой старости в 2002 году.

Павел Челищев много рисовал для балета, в 1920-е годы оформил несколько книг. Началось все в Берлине с сотрудничества с "Русским романтическим театром" бывшего питерского танцовщика Бориса Романова. Позже контакты с Романовым продолжатся в Нью-Йорке, где в 1938 году тот станет балетмейстером Метрополитен-Опера.

Затем в Париже и Лондоне Челищев будет работать над постановкой последнего балета труппы Сергея Дягилева. Оформит балет "Ода" (1928) на музыку Николая Набокова по стихотворению Михайло Ломоносова. Постановщиком будет Леонид Мясин, а главную партию станцует Сергей Лифарь.

В творческой биографии Челищева также постановки Джорджа Баланчина в Париже и Нью-Йорке, Игоря Стравинского в Буэнос-Айресе и другие.

В кругу парижских живописцев Челищев вращался рядом с сюрреалистами, но в круг избранных не был допущен их самопровозглашенным (в 1924 году) лидером - Анри Бретоном (1896-1966), откровенным гомофобом. Так возникла околосюрреалистическая группа "Неоромантизм".

 

Портрет Линкольна Кирштейна. 1937. Худ. Павел Челищев
Из начала американского периода отдельно можно вспомнить его сотрудничество с писателем, балетмейстером, импресарио Линкольном Эдвардом Кирштейном (1907-1996), богатым и талантливым гомосексуалом. Он сделал ему несколько балетов. А в 1937 году написал "двойной" портрет Кирштейна, на заднем плане которого изображен обнаженный мускулистый боксер. Это одна из гомоэротических работ Челищева, который зримо воплощал мужской эротизм до начала 1940-х годов. Кирштейн, основатель нью-йоркского балета вместе с Баланчиным, был автором и первого небольшого исследования о Челищеве, выходившего, по меньшей мере, трижды - в 1947, 1970 и в 1994 годах. Кирштейн - это "американский Дягилев", "камин-аут" которого в 1980 году имел важное значение для движения геев и лесбиянок в Америке.
 

Портрет Эдалжи Диншо. 1940. Худ. Павел Челищев
Наиболее полно характеризует "голубое" направление в творчестве Челищева исследование Дэвида Леддика "Гомоэротическое искусство Павла Челищева" (The Homoerotic Art of Pavel Tchelitchev, 1999). В нем воспроизведены около 60 работ художника с 1929 по 1939 годы, который условно можно назвать "голубым периодом".

Во второй период Челищев исследует анатомию мира. Его картины называют "лимфатической системой" мироздания. Это точные прорисовки людей: кровотоки жизни, символически передающие внутреннее устройство человека. Этот период наиболее привлекает искусствоведов и собирателей авангарда. Основным проектом его называют триптих "Ад - Чистилище - Рай", последняя часть которого осталась нереализованной. Под Адом понимают полотно "Феномен" (Третьяковская галерея), Чистилище - это картина "Игра в прятки" (музей Современного искусства в Нью-Йорке).

 

Феномен. Худ. Павел Челищев
Интерес к Челищеву в России возник лишь в самом начале 2000-х годов, во многом благодаря внучатому племяннику художника поэту-метаметафористу Константину Кедрову и искусствоведу Александру Шумову. В 2005 году была представлена их совместная книга-альбом "Рай Павла Челищева", а осенью 2006 года в галерее "Наши художники" (Москва) прошла первая масштабная ретроспектива "ранимого гея".
 
Владимир Кирсанов Москва, 2007
2131

Комментарии

Пока никто не комментировал. Вы можете стать первым.


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: