Никогда вопросов глупых
Сам себе не задавай,
А не то ещё глупее
Ты найдёшь на них ответ.
Если глупые вопросы
Появились в голове,
Задавай их сразу взрослым.
Пусть у них трещат мозги.Григорий Остер, «Вредные советы»
Мой четырёхлетний сынишка Петя находится сейчас в том познавательно-активном возрасте, когда вопросы и предложения сыплются из его уст, словно цветы и плоды из рога изобилия.
С одной стороны, здоровое любопытство говорит о правильном развитии ребёнка — родителям его надо поощрять. С другой стороны, на некоторые неожиданные детские вопросы не всегда знаешь ответ, и в этом случае приходится выходить из положения разными способами.
Вот такая любопытная беседа состоялась у меня с Петей на речке:
— А мальков можно пожарить и съесть?
— Только если коту.
— А давай поймаем мальков, пожарим и накормим Нео!
— Боюсь, что Нео не оценит твою заботу, как сделал бы это любой другой кот на его месте — он ест только сухой корм.
— Давай тогда купим нового кота и будем кормить его мальками!
— Был похожий случай в моём детстве. Я принесла домой кота с улицы. Домашний кот обиделся на это и ушёл из дома навсегда. Боюсь, что Нео тоже может обидеться.
— А можно попугая купить? Нео не обидится?
— Думаю, что не обидится. Он обрадуется возможности поохотиться на птаху. Он же хищник.
— А ты на животе можешь плавать?
— Да.
— Давай ты меня будешь толкать, а я буду плыть, как капитан!
— Давай!
В этой беседе хорошо раскрылся Петин активный темперамент: он постоянно меня расспрашивал, делал выводы и предлагал свои, на удивление, очень логичные варианты. Я, стараясь мягко погасить детскую пытливость, отвечала обдуманно и осторожно.
Вот другой пример вопросов-предложений, поставивших меня уже в затруднительное положение:
— Мама, готовься, сейчас буду тебя стричь! Хорошо? — предупреждает меня Петя и достает настоящие ножницы.
Здесь определенно требовался педагогический ответ. И вспомнив воспитательный метод Януша Корчака, я сказала сынишке:
— Хорошо, стриги! Только немножко, чуть-чуть совсем.
Но на этом мой юный парикмахер не угомонился:
— Мама, а я красивый? Завтра церемония причёсок. Только я выиграю кубок на церемонии! Мне надо постричься.
После чего Петя с моего разрешения постриг немного волос на своей чёлке.
И только я выдохнула, как от него поступило следующее деловое предложение:
— Мама, придётся Кате и Варе отрезать чёлку тоже!
На моё счастье, в диалог вмешалась Катя со спасительными словами:
— А я не хочу!
Сын не сдавался:
— Никто не красивый, только я красивый. Ты так не выиграешь!
Но Катя проявила твёрдость в своём решении не стричься ни под каким предлогом.
Много у детей возникает простых вопросов, на которые ответить не составляет большого труда, например, такие как:
Мама, а что ты делаешь? Можно я тебе помогу? Мама, смотри как я умею. Я сильный? А это съедобное? А для чего нужны муравьи?
Мама, я сильный?
Но встречаются такие заковыристые детские вопросы, что порой гадаешь, как быть.
Признаться, что не знаешь, — потеряешь престиж в глазах ребёнка. Ответишь ерунду — нехорошо, да не всегда ерунду-то эту и придумаешь.
Тэффи
— Мама, а если я буду махать руками взад и вперёд, я поплыву? – спросил как-то раз Петя.
— Так трудно понять, надо пробовать, — лавирую я, зная, что Петя очень хочет научиться плавать.
На моё предупреждение надеть панаму, а иначе можно получить солнечный удар, мой почемучка сразу же заинтересовался:
— А зачем солнечный удар?
Признаюсь — есть у меня про запас маленькая хитрость, которую я берегу на крайний случай. Если мне сразу в голову не приходит какая-нибудь мысль в виде нужного ответа, как в этот раз, я говорю:
— Ты у меня волшебник! Такие волшебно-сложные вопросы задаёшь. Мне нужно время их обдумать.
Недавно я столкнулась с любопытным фактом. Сынишка начал часто употреблять в своих вопросах вместо слова «можно» слово «нельзя» или любое другое отрицательное слово. К примеру:
— А морковка уже выросла большой? А нельзя её поесть?!
— Мама, дашь ещё огурчиков, нет?
Мне стало интересно, что это за явление? Что оно отражает? Ответ нашла в своей настольной книге «Как любить ребёнка» Януша Корчака. Автор утверждает, что подобное явление с использованием в детской речи отрицательных форм — эхо родительских запретов. Делаю вывод — значит, где-то переборщила с запретами — «ребёнок чувствует неволю». Нужно быть более чуткой. Тема для серьёзных размышлений.
Очень меня занимают Петины вопросы, связанные с планированием предстоящего дня. Как правило, это происходит перед сном:
— Мама, завтра жарко?
— Да.
— Тогда завтра поедем на речку, хорошо?
— Хорошо, — даю я обещание, которое обязательно сдержу.
Всех вопросов малышни не записать и не счесть. Всех ответов заранее не подобрать. Но у родителей всегда есть выбор, как ответить пытливому чаду. Например, на Петин вопрос разрешить побегать босиком напрашивается вроде бы односложный ответ. Но лично я предпочитаю снять обувь и вместе с малышом побегать по травке со словами: «Земля любит такие поцелуи!».
Бывает и так, что не каждый взрослый отвечает на детский вопрос, даже если знает ответ: «…иногда им не хочется, иногда они пригибают правду до детского уровня, часто скрывают её либо сознательно искажают» (Януш Корчак).
Ребёнок, из мести товарищу, говорит:
— А я что-то знаю, но раз ты такой, не скажу.
Да, вот так: в наказание не скажет. Но взрослые-то за что его наказывают?
Януш Корчак
На мой взгляд, важно помнить — задавать глупые, лишние, надоедливые, неуместные, порой даже каверзные вопросы взрослым — это не только жажда познания. Это ещё и приглашение взрослого к беседе, к дружескому диалогу.
Уважаемые родители, воспользуйтесь этой простой возможностью подружиться со своими детьми — ответьте на все их вопросы!
Мария Кулыванова