Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Разговор законотворцев с кинопродавцами

В Госдуме прошли парламентские слушания по вопросам развития российской кинематографии. Вспоминали советское, ругали билетерш и путали кино с ТВ

Знаменательная встреча состоялась в Малом зале Государственной думы. Тет-а-тет между законотворцами и кинотворцами. Можно сказать, зрителями и художниками. Зрителями — в прямом смысле слова. Когда кинематографисты посетовали: жаль, мало депутатов пожаловало на обсуждение проблем кинематографа, соведущая слушаний, единоросс и чемпионка Светлана Журова заметила: «Вы не волнуйтесь, депутаты вас видят, у них в кабинетах есть телевизоры».

Тема заседания: «Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим задачам развития страны». В упряжку одной дискуссии следовало впрячь «коня» — сложнейшие проблемы киноиндустрии, и трепетную лань — идеологические и воспитательные задачи.

Выступающие старались кто как может. В силу понимания текущего момента и обсуждаемых вопросов. Руководитель отрасли, замминистра культуры РФ Александр Голутва говорил в докладе о необходимости удержать тенденцию роста российской киноиндустрии, просил не срезать ранее названную сумму господдержки 4,3 млрд руб. Число российских фильмов в прокате и так уменьшается.

Ключевым для дискуссии стало слово «караул», которое произнес продюсер и актер Алексей Гуськов. Практически все выступающие ратовали за срочное увеличение числа кинозалов. Сегодня около 68% залов находится в больших городах (с населением более 500 тысяч человек). Президент Гильдии кинопродюсеров Ренат Давлетьяров рассказывал, как грабят продюсера. На всех этапах. «Воруют!» В кинотеатре оседает благодаря дополнительно напечатанным билетам от 20 до 50% общей прибыли. А потом в дело включаются пираты. Впрочем, замминистра экономики признался, что с пиратством в условиях современных технологий борьба бесперспективна, чем вызвал шквал нападок кинематографистов.

Киноиндустрию, по мнению Голутвы, пошатнули бесконечные реорганизации — любимый вид спорта чиновников. Ударниками кинопроизводства в нынешней ситуации оказались аниматоры. У них все успешно: и фестивальная продукция, и на полный метр они вовремя перешли, и поднялись в верхние строчки бокс-офисов. Да еще и Госпремию отхватили за детский проект «Смешарики». В этом же выступлении было предложено поощрять создателей фильмов, собравших наибольшую кассу.

Вот это странно. Значит, собрали «Самый лучший фильм» или «Гитлер капут!» миллионы — дай им премию… Качество картин выводим за скобки?

Некоторые из выступавших государственников ратовали за уменьшение числа производимых картин: видимо, «лучше меньше, да лучше». Но и такое уже было в эпоху сталинского малокартинья. Лучше не получилось.

«Сокращать кинопроизводство — самоубийство», — парировал Кирилл Разлогов. Он высказал чрезвычайно важный тезис о господдержке разных типов фильмов — не только «ценностных проектов». И напомнил собравшимся, как Лукас ходил со студии на студию со своим фантастическим проектом, и никто не хотел им заниматься, пока рискнуть не решилась студия Fox.

Михаил Швыдкой, как всегда, цитировал классиков и задавал собравшимся философские вопросы: кого государство должно финансировать — художников, чтобы они могли создавать свои произведения, или публику, чтобы она развивалась? На все, между прочим, тратятся деньги самих налогоплательщиков. Довольно кстати Михаил Ефимович вспомнил нетленный труд Ленина «Партийная организация и партийная литература», которая оплодотворяет «последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой». Проблема финансирования, по мнению Швыдкого, требует тонкого баланса между художником и обществом.

Никита Михалков сурово критиковал уровень культуры нашей режиссуры. Может, кризис расчистит эту площадку? Говорил он и об обучении, и — к удивлению многих- о необходимости консолидации киносообщества «с реальным ощущением себя в пространстве страны». Вскоре после него выступал главный редактор журнала «Искусство кино», который буквально накануне получил вердикт руководства СК с требованием покинуть помещение до 1 августа.

Станислав Говорухин нелицеприятно высказывался о посетителях кинотеатров. Оказывается, 20 процентов из них — студенты, 40 — тинейджеры, 40 — дебилы, не подозревающие, что существуют духовные радости. А десятки миллионов людей вообще не ходят в кинотеатры. Те самые, которых, по словам Говорухина, офисный планктон зачислил в отстой. А они-то — «советский зритель», и есть настоящая публика для именитого мэтра. Новое поколение режиссеров он презирает. Дико ругал тех, чьи фильмы показывал последний «Кинотавр»: сплошная мерзость и ложь. Особенно досталось фильму Мизгирева «Бубен, барабан». Говорухин возмущался, отчего героиня фильма, сорокалетняя библиотекарша, ворует книги и носит их продавать к проходящим поездам. Разве может такое быть? Ему оппонировал Даниил Дондурей. Убеждал Говорухина признать, что пришли другие времена, другие ценности, другая режиссура. И эти пришедшие 15 — 17 наиболее талантливых молодых режиссеров тоже любят свою страну. Не меньше Говорухина. И не менее его патриотичны. Вот отчего и снимают про то, что их волнует: об одиночестве, о разорванных связях, семьях, поколениях.

Алексей Гуськов умолял высшее начальство страны не слушать никого из кинохудожников, которые обещают лучше других распределять деньги. «Распилят и свинтят», — добавил кто-то из собравшихся.

Отдельным номером стало выступление депутата Новикова, представителя Комитета по культуре. Девиз его выступления — фраза «Такое кино нам не нужно», с ударением на последнем слоге. Он всячески разоблачал вредоносные деяния кинематографа, явно путая его с телевидением (это главная ошибка многих депутатов: говоря про кино, они имеют в виду кино телевизионное).

Дондурей пытался объяснить, что несет нации десятки миллиардов человеко-часов, которыми располагает телевидение. Там-то где патриотизм? Любовь к человеку? Но именно это смотрит страна. Руководитель Первого канала Константин Эрнст его не слышал, покинув помещение практически в начале заседания.

Отдельной темой дискуссии стал грядущий госзаказ. Особо ценностные фильмы будут профинансированы до 100% (до 200 миллионов рублей). Их предполагается производить до десяти в год. Что не отменяет частичного финансирования прочей кинопродукции. Замминистра культуры просил не беспокоиться по поводу давления сверху. Судя по его выступлению, планируется вновь включить механизмы «датовских» фильмов.

Режиссер Владимир Хотиненко напомнил собравшимся, что во все времена художник стремился к заказам — государства ли, частного лица. Об этом мечтали Моцарт и многие живописцы. Да и «Андрей Рублев» Тарковского был госзаказом. И служить государству ничем не хуже, чем продюсеру. Не надо навешивать ярлыки на госзаказ!

Даниил Дондурей заметил, что уже и сейчас снимаются фильмы из разряда «ценностных», к примеру, «Мы из будущего». Надо внимательно исследовать пакет потенциального госзаказа. Необходимы экспертиза, система мер, отвечающая реалиям и запросам рынка. А знаем ли мы эти реалии?

Глава Комитета Государственной думы по культуре (инициатор парламентских слушаний), депутат от фракции «Единая Россия» Григорий Ивлиев был оптимистичен, обещал в будущем поднять объем господдержки.

Светлана Журова горячо убеждала киношников снимать фильмы о молодежи и спорте. Только без очернительства, а так, как в советское время.

Разноречий не вызвала лишь одна проблема — введение единого электронного билета. Кассиры по-прежнему продают левые билеты. У нас нет достоверных сведений о реальных сборах в прокате. Еще более туманны механизмы существования киноиндустрии и тем более пути, по которым она пойдет завтра.

P.S. Комментарий кинопродюсера Сергея Сельянова читайте в ближайших номерах «Новой»

Лариса Малюкова

676


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95