Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Разные роли странной женщины

Ирина КУПЧЕНКО: «генеральская дочь» и тургеневская барышня

Ее героиня в «Странной женщине» вела себя, казалось бы, вопреки здравому смыслу — отказывалась от благополучия ради порывов души. Даже в заграничную поездку, о которой могла разве что мечтать любая советская женщина, ее героиня не поехала. При этом нельзя сказать, что Ирина Купченко и ее героини одержимы страстью, открытым проявлением чувств. Они, как и сама актриса, — предельно сдержанные, хотя глубокий внутренний драматизм не скроешь. Простые, без ненужных «бантиков» и кокетства, абсолютная «чистая линия». После «Странной женщины» актриса вышла замуж за Василия Ланового, воспитала двоих сыновей. Удивительно, но это не такая уж и распространенная информация, поскольку у Купченко не бывает ничего напоказ, она умеет оберегать свою частную жизнь от посторонних глаз.

Необычно в биографии актрисы многое, уже сама дата ее рождения. Родилась она на самом деле в ночь с 29 февраля на 1 марта 1948 года. Но мама решила записать ее днем позже, может, потому, что дата уж слишком эфемерная: жди своего дня раз в четыре года. И место рождения у Купченко необычное — Вена. Семья ее отца-военного кочевала по городам и весям.

Про Ирину Купченко ходило много историй. Насколько они правдивы, судить сложно, но говорят о главном. Рассказывают, будто бы ее отец, высокопоставленный военный, чуть ли не генерал, на машине подвозил дочь к Щукинскому театральному училищу, где она училась. А Ирина из скромности выходила за квартал, чтобы однокурсники не видели — не хотела выделяться. Мечтала быть балериной, а оказалась на факультете иностранных языков Киевского университета. Рано начала сниматься, да еще у Кончаловского, и сразу же со студенческой скамьи попала в труппу престижного Вахтанговского театра. Так в нем и осталась на всю жизнь.

Возможно, главным режиссером Ирины Купченко в кино стал Андрей Кончаловский. Именно в его фильме «Дворянское гнездо» она в 1969 году дебютировала, будучи студенткой третьего курса. Сыграла Лизу Калитину — эталонную тургеневскую барышню, лишенную кисейности, с сильным характером, цельную и чистую. Да так и пронесла ее характер через многие годы — не значит, что повторяла. А потом Ирина Купченко вышла замуж за художника картины и ближайшего друга Кончаловского Николая Двигубского, который всегда был овеян таинственным ореолом — не зря родился в Париже. У Кончаловского она снялась в роли Сони в «Дяде Ване», над которым опять же работал Двигубский. В «Романсе о влюбленных» у нее была роль второго плана — поварихи Людмилы, мечтающей о счастливом замужестве. Будучи актрисой Кончаловского, Купченко выделяется на фоне других его исполнительниц, более ярких — роскошной Беаты Тышкевич в «Дворянском гнезде», Ирины Мирошниченко в «Дяде Ване». Но в ней есть какая-то неброская, приглушенная красота. В 1992 году в «Ближнем круге» Кончаловского Купченко сыграла совсем другую роль — жесткую сотрудницу, а можно сказать, надзирательницу детского учреждения, где воспитывают детей «врагов народа». Ту же страшную степень несвободы она потом попытается показать и в картине Романа Балаяна «Ночь светла». Ее героиня в неизменном белом пиджаке живет среди слепоглухонемых детей в замкнутом пространстве и постепенно превращается в пугающего персонажа.

Купченко постоянно приписывали роман с Янковским, о чем я лично слышала от Олега Ивановича. Еще бы — столько дуэтов сыграть в кино, просто так ведь ничего не бывает — рассуждает зритель. В «Повороте» Вадима Абдрашитова Виктор Веденеев в исполнении Янковского — успешный человек в расцвете лет, и, казалось бы, ничто не предвещает бед, когда б не авария на московской окраине. Рушится мир, отношения с любимой женой, роль которой сыграла Купченко. Именно ее героиня истово бьется за мужа, нанимает хорошего адвоката, проводит работу со свидетелями. А как она заигрывает с родственниками погибшей старушки, только бы они подтвердили следователю версию о том, что потерпевшая плохо видела и сама виновата в случившемся. Но Веденеев все усилия жены сведет к нулю, его мучает совесть. Проблемы в конце концов рассосутся, но супруги уже не смогут быть вместе. В «Обыкновенном чуде» Марка Захарова Купченко сыграла преданную и красивую супругу Волшебника Янковского. Уютный очаг, гостеприимный дом, забота умницы-жены, прекрасно чувствующей, кто с ней рядом, — о чем еще мечтать! Прежде ее супруг совершал необыкновенные поступки, гвозди вбивал при помощи молний, масло сбивал силой землетрясений. Быть спутницей необыкновенного человека — это труд.

Когда Янковский взялся за режиссуру, то именно Ирину Купченко пригласил на роль в картину «Приходи на меня посмотреть». Ее героиня из разряда «Одинокая женщина желает познакомиться» (в этом фильме у нее был прекрасный дуэт с Александром Збруевым и приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Монреале) наконец-то встретила мужчину своей мечты в облике Янковского. А он тогда рассказывал: «Как же трудно сегодня найти актрису за пятьдесят. Я иногда встречаю кого-то из своих знакомых и не узнаю. Стремление быть вечно молодой приводит к тому, что нет уже ни одного нормального лица без медицинского вторжения. А это смерть на экране. Теряется индивидуальность. А Ира сумела сохранить красоту без всяких ухищрений. Мы с ней много снимались, она великолепный партнер, умеет чувствовать актера, который рядом. Я сразу ее имел в виду, когда рождался замысел. Такой актрисы и женщины, как она, — одухотворенной, способной читать Диккенса по вечерам, не найти».

В «Старых клячах» Эльдара Рязанова Купченко поэкспериментировала. Тогда удалось хоть как-то разговорить актрису.

— Эксцентрическая комедия — не мой жанр, — говорила Ирина Петровна. — Смотреть такие фильмы люблю, но играть не умею. Я совершенно не знала, как играть свою героиню.

В «Летних людях» Сергея Урсуляка по «Дачникам» Горького Купченко не побоялась быть комичной в роли Варвары, переживающей некоторые комплексы увядающей дамы, особенно очевидные на фоне возникающих чувств к молодому мужчине. В спектакле Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя» в 1996 году Купченко сыграла Александру, супругу Николая II. Это одна из самых памятных ее ролей и, может быть, более ожидаемая для зрителя. Но при всем своем спокойствии и величавости Ирина Купченко умудряется быть разной, проявляет смелость. Все дело за режиссерами, которые отчего-то ее побаиваются.

732


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95