Резкий рост курса американской валюты показал, что российский рынок продовольствия до сих пор весьма сильно зависит от импорта. Поставщики с продавцами розницы не упускают случая воспользоваться этим - повышают цены. И не всегда обоснованно.
Ситуацию держит на контроле Федеральная антимонопольная служба. К концу января было известно о пяти расследованиях, которые ведомство проводило в отношении производителей и продавцов сахара. Два дела возбудило управление службы в Омске, еще по одному - в Пензе и Чите.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю возбудило дело в отношении 3 торговых сетей по признакам необоснованного завышения розничных цен на сахар.
Ценами на сахар ФАС заинтересовалась после того, как в декабре 2014 года на "горячую линию" службы стали поступать жалобы от потребителей. Кроме того, в середине января письмо с просьбой проанализировать ситуацию в ФАС направил минсельхоз. В письме содержалась просьба проанализировать ситуацию на рынке сахара.
Совещание с крупнейшими производителями сахара проводил в конце января замглавы ФАС Андрей Цыганов. Производители признают, что сахара в России хватает, а отгрузки идут весьма активно. Но, судя по росту цен, до каких-то магазинов товар не доходит или доходит не вовремя. Или отдельные участники рынка нашли повод заработать дополнительную прибыль на сложившейся ситуации с долларом. Расследования ФАС должны выявить такие больные места.
"В сложной экономической ситуации те, кто занимается торговлей, а отчасти и производством, должны умерить свои экономические аппетиты. Они должны понимать, что норма прибыли должна быть чуть меньше. Они не должны работать, конечно, в убыток, но попытка получить всю прибыль, которую можно себе только представить, - это использование неконкурентных методов торговли и нарушение антимонопольного законодательства", - описал свое видение ситуации Дмитрий Медведев.
В январе за узкие места в цепочках поставок продуктов взялась и Генпрокуратура. Ведомство выявило рост цен по всей стране на свинину, говядину, курицу, рыбу, яйца, гречку и рис, молоко, подсолнечное масло, сахар, сыр, овощи и так далее. В отдельных случаях - до 150 процентов. Генпрокурор Юрий Чайка поручил местным подразделениям проверить продавцов и поставщиков на предмет нарушения законодательства в сфере ценообразования.
За январь о результатах прошедших ранее проверок публично отчитались семь территориальных подразделений прокураторы: по Новосибирской, Пензенской, Амурской и Волгоградской областям, Хабаровскому краю, Ханты-Мансийскому автономному округу, Республике Саха (Якутия) и Москве. Были назначены десятки штрафов.
Размах нарушений и подозрительного завышения цены, выявленных прокурорами, во всех регионах разный. От относительно небольшого - на 14 процентов - превышения максимально допустимой торговой надбавки на детское питание в небольшом местном магазине до двукратного повышения цен на сахар или гречку в пределах одного-двух месяцев. Также было выявлено большое количество нарушений, напрямую с ценами не связанных, - просроченные товары, несоблюдение условий хранения и перевозки и так далее. Стоит сказать, что у прокуратуры в деле борьбы с жадными коммерсантами в какой-то степени связаны руки. Ведь ценообразование в российской рыночной экономике свободное. Так что формально даже за сливочное масло по 500 рублей за килограмм, которое нашлось в одном из магазинов Хабаровска, привлечь магазин к ответственности не всегда возможно.
Но в вопиющих случаях, как правило, налицо оказываются ценовые сговоры. В таких случаях прокуроры передают дела в ФАС.
Плюс у регионов, относящихся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним, есть право устанавливать предельные наценки на многие продовольственные товары.
В некоторых случаях в повышении цен виноваты и сами покупатели. Недавно стало известно о примере не самого выгодного вложения денег. Пенсионерка потратила четыре свои пенсии на то, чтобы купить 320 килограммов дорожающей гречки.
Если высчитать среднее потребление гречки в России, приходится примерно 3 килограмма на человека в год. Так что купленной крупы хватит на 106 лет.
Часто ажиотаж среди покупателей в итоге и является истинной причиной роста цен. Чем больше магазины распродают своих товаров, тем выше устанавливают цены. Но часто реального дефицита даже не возникает. Стоит продавцам почувствовать увеличение спроса на конкретный товар, как они тут же поднимают на него цену. И остановить их в таком случае не в силах даже ФАС и прокуратура. За такие случаи уже несут ответственность покупатели.