Последний раз я был в цирке лет 15 назад. И уже тогда не испытывал сильного восторга.
Мне было 9 лет. Это был мой третий поход в цирк.
Казалось, ничего нового я не увидел. Всё это уже было в первые два раза. Сначала выступают гимнасты, клоуны, акробаты. Одним словом, люди.
Во втором отделении — животные.
В нашем городе (Тамбов) своего цирка нет и никогда не было. Раз в полгода приезжал передвижной и оставался у нас на три недели.
Я даже и подумать не мог, что в некоторых городах существуют стационарные цирки.
Но когда узнал, тут же задумался:
А зачем он нужен? Это же не выгодно.
Гастролёры в каждом городе задерживаются на 3-4 недели, чтобы показать свою программу максимальному количеству желающих и двигаться дальше.
Какой смысл находиться в одном городе, если все его жители смогут максимум за полгода посмотреть представление?
Программа, конечно, меняется, но выступают те же акробаты, те же клоуны, те же животные.
В кинотеатрах фильмы крутят в течение трёх-четырёх недель и снимают с показа. Им на смену приходят новые. Даже в картинных галереях постоянно обновляются выставки.
В цирке всё примерно одно и то же.
Мне в девятилетнем возрасте уже было скучно.
Я прекрасно понимал, что сейчас выйдет дядя, который просто пройдёт по канату, потом другой дядя, который пять минут пожонглирует, а после перерыва тигры будут просто прыгать через обручи. Ничего особенного.
После каждого номера я аплодировал не потому что нравится, а потому что так принято.
Однако многие люди любят цирк и с удовольствием ходят на представления по несколько раз в год.
Действительно интересно посмотреть на то, как изящно работают гимнасты, как жонглёр играется семью кеглями, стоя на движущейся платформе.
Каждый цирковой артист прикладывает невероятные усилия для поддержания формы и выполнения номера. Номера часто бывают сложны и опасны. Порой одна ошибка акробата или канатоходца может стоить ему жизни.
Люди посещают цирк из-за его зрелищности. Они восхищаются талантом, сложностью номеров, каждым движением циркового артиста. Ведь эти трюки для обычного зрителя кажутся невыполнимыми.
Эти тезисы понятны всем, в том числе и мне. Но почему-то у меня не вызывают восхищения сложные цирковые номера.
Скорее всего,
я не слишком
эмоциональный человек.
Меня не удивляет фокусы, потому что я понимаю, что это обман.
Когда человека распиливают пополам, очевидно, что он поджимает ноги и на самом деле остаётся цел и невредим.
У меня не вызывают эмоций гимнасты, которые несомненно проделывают сложные и красивые трюки.
Но я понимаю, что они с детства этому учились и отработали номера до автоматизма.
Меня не восхищают дрессировщики, которые умело и играючи обращаются с дикими животными. Ведь они тоже профессионалы своего дела.
Да и вообще не люблю, когда животных держат в клетках и заставляют выполнять определённые трюки.
Их естественная среда обитания — дикая природа.
Животные должны гулять на воле.
Поэтому номера с животными для меня с детства скорее грустные, чем весёлые.
Выходит, что цирк ориентирован в первую очередь на эмоциональных людей. Каждый артист вызывает у зрителя определённую эмоцию.
Если её легко пробудить в человеке, то он и является целевой аудиторией, которая посещает представления по несколько раз в год.
У меня эмоции вызвать сложно. Наверное, поэтому у меня с цирком отношения не сложились. Всё кажется неинтересным и однообразным.
Но всё-таки стоит признать, что цирк — это древний вид искусства, который имеет право на существование.
Он доказывает это столетиями.
Идут годы, а цирк всё так же популярен, как и несколько веков назад.
Наверное, просто не мой жанр.
Мне ближе музыка и живые концерты.
Хотя некоторые могут сказать, что эти самые концерты ещё более однообразны, чем цирковые представления. Просто исполнение песен со сцены, которое не меняется с годами.
Но музыка вызывает у меня эмоции в отличие от цирка.
Тут уж каждому свой вид искусства. Как говорится, на вкус и цвет...
Ясно одно: оба эти вида искусства всегда будут востребованы.
Просто у каждого из них будет своя целевая аудитория.