Когда я была маленькой девочкой, нахождение в музеях-филармониях-театрах редко меня радовало. Разве что там был буфет, а еще я могла побыть подольше с мамой. Теперь же восприятие искусства — это часть моей жизни. Я решила разобраться: с чем и когда стоит знакомить ребенка? С какого возраста и как к этому подступиться?
Что может дать ребенку классическое искусство?
Истинное искусство всегда побуждает к чему-либо: вызывает различные состояния, настроения и чувства. Однако этот вектор может быть направлен куда угодно в зависимости от личности автора, степени его вовлеченности, этапа развития, состояния ума и пр. При этом не важно, рисует он, пишет или поет.
Произведения искусства способны очищать сознание, вызывать ностальгию и даже подстрекать к насилию. Доказано и воздействие на энергетические центры организма, который отзывается вибрациями разной частоты. Упрощенно говоря, искусство, влияющие на низкие центры, пробуждает грубые материальные эмоции. И наоборот, например, слушание возвышенной музыки может вдохновить на свершение благородного поступка (конкретные произведения буду разбирать в следующих статьях).
Поэтому я предлагаю начать прививать высокий вкус с самых ранних лет. Такой ребенок, повзрослев, если и решит принимать «яды», то будет знать границу гомеопатической дозы, за которую ему будет просто неприятно заходить. Внутри появится чистый эталон, которым он будет мерить и литературу, и изобразительное искусство, и музыку.
Почему классическое?
Зачем продираться сквозь скуку классической музыки самим родителям? Стоит ли выискивать момент, чтобы заинтересовать ребенка Джокондой? Ведь есть комиксы на любые темы, джаз, миллион добрых детских песен, фильмов и мультфильмов. И пусть все это будет в жизни, просто есть ступенька еще выше, на которую в детстве гораздо проще запрыгнуть. А восприятие этих видов искусств не требует такой большой душевной работы, как классика, которая позволит подняться над собой, раздвинуть свой горизонт, увидеть более высокие цели, наконец — ощутить те самые высшие вибрации.
Конечно, каждый малыш будет радостно подпрыгивать под популярную «унц-унц» музыку и просить ее ставить снова. Но представьте себе, какой урон детской психике она может нанести, если звучит в доме постоянно. В любом случае ваш ребенок будет слышать ее на улице, в торговых центрах, транспорте — этого более чем достаточно. Я бы ограничилась подобной музыкой только во время зарядки. Тем более в классике полно вальсов и маршей, от которых ноги сами пускаются в пляс.
Кроме того, классическое искусство — значит, проверенное годами, а то и веками. Многие поколения живущих раньше нас людей были воспитаны на этих произведениях, обогатили их своими чистыми переживаниями.
И хочу предупредить, что не стоит ждать быстрых результатов, особенно если в семье пока нет традиции слушать симфонии, развешивать по стенам репродукции картин великих мастеров или пересматривать записи любимых балетов. Но рано или поздно сработает эффект накопления, главное — дождаться этого момента.
Почему сейчас?
Душа человека настроена на прекрасное сама по себе. Но чтобы научиться понимать язык искусства, требуется время. А дети учатся быстрее всех. Их мозг способен впитать в себя немыслимое количество информации за небольшой отрезок времени. Единственная сложность здесь — это раз за разом находить грань между созданием атмосферы (питательной среды) и усвоением (запоминанием) фактов.
Наши дети могут получить очень мощный инструмент управления собственным сознанием. Поэтому для понимания того самого вектора — «что такое хорошо и что такое плохо» — есть смысл знакомить малыша с классическим искусством, начиная лет с трех. В малых дозах, ненавязчиво. Об этом расскажу в следующей статье. А пока просто перечислю, чем искусство может обогатить человека, если он подготовлен к грамотному его восприятию.
Созерцание классических произведений:
- обеспечивает постоянный рост души;
- воспитывает вкус (в том числе и в одежде, дизайне интерьера, создании собственного имиджа);
- дает вдохновение для повседневных дел;
- позволяет легче переживать негативные эмоции;
- обучает (создает зоны ближайшего развития);
- приучает видеть одно и то же с разных точек зрения;
- пробуждает тягу к поискам своего призвания;
- дает отдых голове;
- вызывает мысль: если он смог сделать ТАКОЕ, то, может, и я смогу?
- убеждает в том, что есть нечто большее, чем жизнь материальная. (И наоборот: даже выполняя заказ, можно создать нечто возвышенное.)
- становится хобби как пассивным, так и активным («Кто много прочел, тот рано или поздно захочет взять в руки перо»).