Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Речка превращается…

28 апреля — 10 мая 2006

Зачетный поход Перовской водной школы. Руководители — Шупта А., Грашин А., Фрох Э., инструктора Лебедев В, Федоров М., Култаев И.

28.04

Оптимистичное начало — погрузка в поезд на Казанке. Проводница: «И чего вам дома не сидится?». В поезде жарко, у 3отделения проведен зачет по узлам, кое-как справились, главное не забыть когда надо будет вязать, а то кончится дело 15 бантиками.

30.04

Но вот и пора на выход — Невинномыск на горизонте. С поезда слезло, наверное, половина пассажиров. Встречаемся с уехавшими раньше. Нас ждут, правда, говорят, что водители прибудут только в 6 утра. Так что пока заваливаемся спать на вокзале, Илья получает из багажа свое плавсредство — каяк.

Но вот и автобусы с машиной, грузим рюкзаки в грузовик, сверху едет каяк. Сами ползем в автобусы. Решаем, что пока мы будем ездить по Черкесску — отмечать маршрутки у погранцов, и в МЧС грузовик поедет прямо на место стапеля — в Архыз, а с ним отправится Макс. Фото Макса с паспортом, чтоб не забыть, как он выглядит, и поехали.

Водилы были из Ставропольского края, не Черкесские. В городе никто не знает, где находятся пограничники, в том числе и гаишники. Наконец, удалось выяснить, что нам надо к Спартаку; что это такое и где находится, тоже никто не знал, но вот мы его нашли — это оказался дворец спорта, находится на ул. Леонова. Погранцы на этой же улице, посередине. Документы у нас были отправлены заранее, т. е. нам надо было только получить печать в маршрутную книжку. Несмотря на это нас промариновали там довольно долго, мы успели посетить магазин, рядом открылся хозяйственный, Илья, по наводке погранцов нашел недорогую столовую. Наблюдая потом за солдатиками, обнаружили, что магазин посещали мы неправильно — оказывается, туда ходят с металлоискателем, но нам его не выдали. На двери заставы было написано, что отметки в маршрутку ставятся только после отмечания у МЧСников, так что мы, уже получив отметки, отправились в МЧС. Предварительно зарулили в столовую, выяснили, что она резко отличается от того, к чему мы привыкли, т. е. кладут вам не 2 столовые ложки, а тарелку. Так что заказывавший первым Дымба явно погорячился, заказав 2 порции риса — потом пришлось скармливать соседям.

Часть народа поела, и автобус отправился на поиски МЧС, адрес дали добрые пограничники. Правда, ничего обнаружить не удалось, только получили следующую наводку вероятного местоположения. Поехали искать, не нашли, следующая наводка — ура! Ул. Дыбенко, у завода Каскад. Пока ждали отмечающееся начальство — поиграли в футбол бутылкой, мой капитан меня уронил, ободрав голень, что потом сказалось на креплении упоров на катамаране. Спасатели высказали все, что они думают о погранцах — они им звонили уже не раз и говорили свой новый адрес!

В автобусах жарко, целый день катания по городу под солнцем сделал свое дело — мы замучились. Пора выбираться — прощальный круг по городу и уезжаем в сторону Зеленчукской. Как туда ехать водители тоже мало себе представляют, но выбор небогатый. По дороге наш водитель с удивлением узнает, что везти он нас должен в Архыз, причем Верхний, а не Нижний! Он сильно удивлен, заявляет, что не поедет, у него нет бензина, и вообще он сломался (не зря говорят — не отдавайте деньги, пока не довезут). Звонит своему начальству, которое подтверждает наши слова. Нас высаживают, и автобус отправляется чиниться. У нас опять футбол и др. развлечения, я обдираю Надюхе коленки, уронив ее, в общем, аптечку лучше брать с собой, а не отправлять на грузовике. Пытаемся дозвониться Максу — абонент недоступен, весело. Гадаем что там у него — то ли аккумулятор сел, то ли «Билайн» не берет, хотя жители (да и сам «Билайн») клятвенно заверяли, что там везде связь есть, и думаем, где будем искать родного инструктора. Приезжает автобус, но дальше не поедет — мы все перебираемся во второй, уминаемся и едем.

И вот за окнами мелькает Зеленчук, разглядываем его, говорят воды мало, доезжаем до Архыза, опять к погранцам и тут получаем SMS-ку от Макса, по какому телефону ему звонить — ура, нашелся — купил Мегафон в Архызе. Поднимаемся выше по дороге и, наконец, видим груду сваленного барахла и развалившегося, прикинувшись рюкзаком, Макса. Следует возмущение остального начальства — «а почему тут, надо было выше, а почему ты не посоветовался» и т.д. и т.п., но вскоре все успокаивается, и мы ставим лагеря. 1 отделение, как самое умное становится рядом с дорогой, а мы спускаемся ниже, на остров — полуостров (в зависимости от воды) с надеждой, что нас не затопит.

Опять попадаются «лишние» палатки, надо любителей этого дела нагружать побольше, чтоб неповадно было.

Попытка начать сборку ката удается плохо — пытаюсь доказать матросу что чем ближе к носу он сидит тем проще управлять. Неудачно. Но мне паршиво, спорить не могу, обругиваю его и иду спать.

1.05

На сегодня намечена тренировка всех видов переправ. А также приказ отстапелиться, иначе не пойдем на радиалку в горы завтра. В авральном порядке собираемся, успеваем. Мимо проплывает кат — 2-шка с собакой, которая ехала с нами в поезде. Бедная, она периодически спрыгивает и вылезает на ближайший камень, судно подплывает и снимает ее. Судно какое-то странное — баллоны гуляют один относительно другого, впоследствии выясняется, что это 2 Щуки, а не кат.

2 отделение ускакивает на переправу первыми, за ним первое, а потом и мы. Находим участок реки, пытаемся вспомнить или придумать, почему здесь можно/нельзя переправляться, потом начальник дает нам возможность выбора участка. Находим попроще, но его отвергают — говорят слишком просто. Уговоры типа — народ ни разу в воде не был, пусть почувствует силу течения, не помогают. Ладно, идем дальше, начальство находит нам другой участок, переправа у нас с веслом и Эд отправляется показывать. В общем, перейти не удалось никому, зато поплавали, намокли, подмерзли.

У 2 отд. была натянута веревка для переправы. Они закончили сие действо, и мы заняли их веревку, погуляли, н-да, теченьице, однако. Потом сюда же пришло 1 отделение, а мы пошли тренировать переправу «стенкой». Потренировали, правда, потом возникло мнение, что 3 параллельно идущие спасконца — не совсем верно, и их не грех бы разнести, а то при срыве верхнего упадут и запутаются в морковках все. Замерзшие и усталые, двигаемся в лагерь.

2.05

По плану запланирован радиальный маршрут в горы. Вышли, в нашей низинке не жарко, все одетые, хорошо взяли рюкзак с аптечкой — постепенно стали раздеваться и складироваться в нем. Дошли до Софийской поляны, посмотрели мемориал защитникам перевалов Кавказа. Рядом с нашим лагерем стоит памятник партизанам, защищавшим Кавказ.

Дальше — в горы. Дошли до какого-то мостика, потеряли дорогу, нам предложили попытаться сориентироваться, после перебора вариантов высказали предположения. Как всегда, неправильные. Начальство указало дорогу, поползли вверх. Дошли до стоянок горников. Везде признаки цивилизации, ужас. 2 отделение решило поворачивать, а мы пройти подальше. Прошли, полюбовались долиной, посмотрели на сходящие лавины, вид — красота. Дежурный перекус и дорога обратно. У Софийской поляны остановка на пиво и хычаны, варенье из шишек продают.

Слопав хычаны, топаем в лагерь. Там скучает Вася, несем ему тоже пиво и хычаны.

Теперь еще должны рисовать лоцию. Заодно выуживаем застрявшее в завале весло. Илья говорит зря — к килянию, но его надежды не оправдываются. Занимаем участок реки, учимся замерять расстояние, вроде боле — менее получилось (главное потом вспомнить). Получаем задание — доложить протиснется ли кат между двух камней. Производим расчеты. Холодно. Пользуясь тем, что посчитала правильно, в отличие от большинства, которые не учли, что камни стоят наискосок, отмазываюсь от рисования лоции и удираю в лагерь.

Тренировка кидания морковки. Макс показывает мастер-класс.

3.05

Пора бы и трогаться. Наблюдаем, как выходит 2 отд., ужасно. Когда выходим сами, понимаем, что это было еще ничего, т. к. сами проходим еще хуже. Но 4-рка нам все прощает. Ругаемся с Димкой на матросов, потом вообще ругаемся, ладно, прошли вроде.

Далеко уйти не удается — завал, мы идем последними — нам машут — чалится. Да, не пройти, решаем обноситься, дальше мелко, так что, наверное, придется проводить кат. Останавливаем 1 отделение. Обнос красивый — горы вокруг. Обносимся, все уходят, у нашего капитана идея — они с Темой садятся сзади не в упоры, а так, а мы с Катюхой впереди и гребем (ну как обычно — «а женщины копали»), а когда станет мелко, они выскакивают и допроводят нас. Ну, все шло боле — менее нормально (если не считать того, что грести справа я не могу) пока наши мужики не решили выскочить. Булькнув в воду, они обнаружили, что глубина несколько превышает расчетную, в общем, не надо было, наверное, заморачиваться, прошли б нормально.

Пошли дальше — впереди Архыз. Нам надо на рынок, заодно пообедаем. Вот и мост, сразу за мостом стоят наши, под мостом струя слева, проходим ее и сразу разворачиваемся для чалки — рывок и чуть не выкидывает из упоров.

Как неудобно все доставать из привязанных рюкзаков. Еще неудобнее запихивать. Завхоз отпускает свою кружку в свободное плавание, потом придумывает оправдания, что в общем-то кружка — вещь лишняя. Некоторые товарищи умудряются засунуть миски чуть не на дно рюкзака. Кое-как пристраиваем каны, делаем костер. Едим и уходим дальше.

Впереди 1-й взрывной. Ориентир — осыпь, но они тут везде, так что на них ориентироваться сложно. Долго искали ручей, который должен впадать. Ручьев много, порога нет. Наконец вроде нашли. Мы шли его с Завхозом вместо Темы, осуществлявшего фотосъемку. Предварительно Натаху предупредили, что у нас 2 капитана. Команды иногда разные, плюс не грех бы еще думать своей головой. Прошли вроде нормально.

Дошли до 2-го взрывного. Время позднее, до Пушки мы сегодня явно не дойдем. Сейчас пройдем 2-й и встаем. Просмотрели, прошел 1-й кат с начальством. Заход справа, потом посередине камень, основная струя сносит влево, но головному кату удается каким-то образом запилить направо. Кроме него это ни у кого не получается, все проходят нормально, под ЛБ.

Встаем. Встать, в общем-то, негде — поляна у реки без деревьев, вся открытая, за дорогой стоит 1 отд., какой-то автобус, помойка, да к тому же набросано куча камней, а ходить и спать в каске как-то не хочется. Встали рядом с 1 отделением. Грозный начальник, которому надоело, что мы поздно выходим, отдал приказ дежурным — не загидренным завтрак не выдавать!

Прошел слух, что 2 отделение не прошло Пушку, а обнесло т. к. там мало воды. Потом слух не подтверждается, говорят, что просто народ был голодный и холодный, поэтому приняли решение — обнестись.

4.05

Утро. Дождик. Загидриваемся сразу, помня угрозу начальства. Противно. Но цель достигнута — сегодня снимаемся раньше. До Пушки недалеко. Ориентир — каменистая осыпь — в данном случае огромен, находится над дорогой. Осмотр по ЛБ. Идем, идем, идем, уф, дошли до конца. Попутно намечаем места страховок и фотосъемки думаем чего делать, если вдруг что.

Наконец, страховка, фото, сигнальщики расставлены. Тяжко — порог длинный, дел хватает всем. Проходит головной кат и становится на страховку с воды в улово, напротив лестницы. Потом вторая 2-шка. Потом куча чужого народа, одна 2-шка садится на камень, человек вылезает из упоров и результат — вскоре плывет самосплавом. Вылетают 2 морковки, но вроде не пригодились. Тут вдруг появляется каяк и Илья, идущие отдельно друг от дружки, самосплавом. Илья, как он выразился «проверил страховку» — не работает — вылез сам на левый берег. Каяк прошел хорошо, правильно, ушел по правой протоке и Эд с Надей, как выяснилось позже, пошли его ловить. Народ стоит, что происходит внизу непонятно. Сигнальщик, стоящий после меня исчез. Страхующие сигналят, что идти можно, но передать это некому, прошу проходящую на катание группу передать 4-ке, что идти можно, они передают. Почему идти было можно, когда страховка внизу отсутствовала непонятно. Иду в начало порога, вижу уходящую 4-ку, там стоит Натаха, показывает, что все в порядке непонятно кому. Иду обратно, у лестницы узнаю, что страховочный кат ушел ловить каяк, иду вниз — вижу — несут, поймали. Сердитое начальство (и есть от чего) говорит, чтобы мы, последняя 4-рка не шли, пока не будет личной отмашки. Наконец пошли на прохождение. Честно говоря, у меня уже все настроение пропало, хорошо хоть опять появилось, когда пошли. Ну сколько можно тормозить?

Прошли, на зуб не сели, в завал не попали, подумали на развилке куда идти и решили все же вправо, хотя некоторые проходили и слева. Катюха придумывает новый способ обхода камней — называется гипноз. Надо приготовиться к маневру, завести весло и медленно провожать взглядом камень, идущий вдоль борта. Иногда у нее получается. В самом конце порога садимся на обливняк, но, уцепившись нашим с Катюхой бортом, сдергиваемся. Встаем у лестницы. Наверху полянка, какие-то группы ушли, говорят, проходила «Коллекция приключений», оставила немного дров. А нам дрова обещали привезти на машине. Машина есть, дров нет — сломалась она. Также говорят, что на завтра заказана машина, которая нас должна позабрасывать в начало порога, поэтому носиться самим нет смысла. Ладно, уговорили, ждем.

Пока ждем, меняем планы и идем на горную технику. Некоторые товарищи, которым явно не додали общественной снаряги, достают специально привезенную для горной техники каску — раз горная техника, то водная каска не покатит. Идем тренироваться — подъем/спуск с опиранием на весло, по веревке с прусом. Потихоньку подмерзаем. Пока мы ползаем, особо сознательные и умеющие все это делать идут вверх по склону за дровами и находят их. Возвращаемся с добычей.

5.05

Машина, которая должна закидывать нас в начало Пушки сломалась. А носиться типа далеко и лень. Итак — нас тренировка по технике управления судном, самосплава, залезания на кат и т.п.

Сначала нам все это показывают, солнышко припекает, очень, мягко говоря — жарко. Потом тренируемся на суше — бороздим поля. И, наконец, уходим ниже Пушки — тренироваться. Зацепиться в улове не очень удается — может мы большие для него? Проходим еще раз, неплохо вроде.

Оттренировались. Обедаем и все-таки заносим 1 раз каты в начало порога — покататься.

Вечер, поступает предложение сгонять в Архыз за пивом и хычанами на машине. Предложение принято — обжираемся на ужине.

6.05

С утра, кто хочет еще раз пройти Пушку, в полной боевой готовности и с собранными рюкзаками несутся к началу порога, проходят его, и мы вяжемся к отплытию.

Уходим, вскоре говорят 3й взрывной — вылезаем посмотреть. Просмотр по ЛБ, порог на повороте. Ничего особенного не видим, правда, говорят в начале какая-то арматура, не знаю. Проходим и собираемся у ЛБ.

Посидели и пошли дальше. Проходим мост и чалимся на правом берегу перед 4-тым взрывным. Солнце светит, начальство долго думает. Ставим лагерь. Вокруг все в примулах и перечной мяте. Обедаем и ждем решения. В планах было — кататься на 4-том. Пока ждем, народ решает позагорать, поспать, побеситься. Наконец в 17 часов решаем все-таки кататься (нашли время). Просмотрели, прошли. Нести обратно ужасно далеко и вверх. Вторая четверка решается на эту процедуру еще раз, но и кат у них полегче. Двушки тоже покатались.

Ужинаем, кто-то остается беситься у костра, кто-то уползает спать. Потом рассказывают, что товарищи, которые любят таскать с собой много барахла, носились по всем лагерям, изображая джип и светя фонариками.

7.05

Утро. Вода поднялась. Еще немного и порогов просто не останется. Собираемся, просматриваем и идем. Практически все садятся-таки на плиту, одной двушке не удается встать на страховку, ее сносит, мы не слушаемся капитана и не понимаем команды начальства, который, оказывается, хотел, чтоб мы встали на страховку вместо двушки и уходим, как планировали заранее по правому руслу. Предупреждать надо.

Оба отделения идут где-то впереди. Воды много, весело. Наконец видим 4-рку 1 отделения, которая показывает нам — авария. Чалимся на ПБ. Нам сообщают, что во 2 отделении, шедшем первым кильнулся народ, у них самих кильнулась начальствующая двушка, и их четверка пошла догонять ушедший кат. Смотрим описание. Наши инструктора, опрошенные заранее, утверждали, что 5-й (Косой) вообще не помнят как порог. Поэтому все шли спокойно, уверенные, что его уже прошли. Достаем лоцию — ну что, все сходится, это он. Ориентир — справа отмель, прямо видна отвесная стенка правого берега, сам порог налево. На повороте, все как положено. Воды прибыло и получилось, что сильно сносит к ЛБ, на камень, обносит за него, там, у завала подтапливает и киляет. Обсуждаем варианты целый час. Первым решает пройти и показать нам, куда где несет наша вторая двушка с Мишей — Каякером. Проходят посередине, их сносит на камень, но, в последний момент все-таки удается уйти.

Начальствующая двушка решается на другой маневр — пройти по ПБ, в ворота из камней и по стеночке уйти за нее, в улово. Это им почти удается. Наблюдаем с берега, как они идут, потом чалятся на ЛБ и спускают баллон ката — пропоролись. Идет четверка, предварительно мы махнулись матросами — поменяли Тему на Наталью. Они решают пойти посередине, их сносит за камень, где они и сидят, наблюдая, как их (вернее наш) матрос с широко открытыми глазами медленно уходит под воду на подтапливаемом баллоне. Наконец, их перетаскивают за завал и они чалятся.

Мы решаем повторить маневр начальства — ПБ, в ворота и к ПБ, в улово. Ура! Получилось! Перечаливаемся ко всем. Решаем обедать и заодно ремонтироваться — пропорота шкура, баллон цел.

Обед, ремонт, отдых. Отходим и идем ко всем — из-за спасработ решили делать антистапель.

Разбираемся, сушимся — слушаем 2 отделение — а как это было. Рассуждения инструкторов — «Вот так и превращается речка — 3 в 4».

Ужин. Разбор полетов. Мы целых 2 дня не употребляли ничего крепче чая — как-то не хотелось, теперь достали все запасы и принялись за них. Не, разбор полетов на пьяную голову устраивать нельзя.

8.05

Подъем. Мнения всех начальников — во сколько будут автобусы — разошлись, поэтому автобусы уже приехали, а мы еще не готовы.

Но вроде почти — Каякер, как обычно, тормозит, помогаем ему побыстрее запихнуться и грузимся.

По дороге нас тормозят — пиво, закупленное у первого магазина, просится наружу, а как выглядят туалеты, народ успел забыть. Гаишная машина с заляпанными номерами. Нас держат, народ курит (ну как раз дело — у бензо- и газозаправок). Некоторые пытаются возбухать — и остановили не так и держат не эдак, но у ГАИ времени много, а нам надо на поезд, поэтому особо не выступаем, штрафуют по человеку из каждого отделения, и мы уезжаем.

Грустно едем. На вокзале народ рвет в кафе «Невинка», но там планируется банкет, поэтому там сильно тормозят, а вскоре и вовсе закрываются.

Но вот и поезд — пора в Москву.

9.05

Так долго особо не требовавшаяся аптечка понадобилась — трое с температурой, в т.ч. начальник с высокой. От лечения отказывается, мотивируя это тем, что придет на работу и скажет, что заболел. Кончается это дома кверху лапками с температурой 39—40. У остальных обошлось, видимо, нервное еще. Но леденцы от горла съедены все, подчистую.

Походные фотографии

Ваша Мария Юрьевна Лапина

1110


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95