Когда мне говорят, что я — патриот Питера, это правда. Несмотря на то, что я давно живу в Москве, поистине самый любимый город из тех, в которых я была — это Санкт Петербург. Так уж сложилось, что еще я люблю Нью Йорк, но пока что виртуально — мои ноги еще не ступали по улицам Большого города. Но здесь живут Кэри Брэдшоу и ее подруги Миранда и Саманта, а так же куча наших виртуальных приятелей. Однако свою реальную любовь я отдаю Питеру. И не только за то, что там живут хорошие люди. И не только за его удивительную архитектуру. Не только за то, что это интересный город с точки зрения развития истории и культуры. Питер — это еще и профессиональная любовь. Этот город — город нестандартной рекламы. Точнее так: Москва — город забитых шаблонных решений, а Питер — мегаполис других, отличных от столицы форм продвижения всевозможных товаров и услуг.
Впервые я это поняла, когда вышла однажды в пять утра с московского поезда и пошла пешком по Невскому проспекту. Вдруг на меня словно сошло озарение и я впервые увидела, что в Питере все не так — широкоформатная реклама здесь действительно широкая и форматная. Если плакат разместили на стене дома, то он закрывает всю стену и даже больше — две стены дома, от асфальта до крыши. Если над Невским висит рекламная растяжка, то она не узенькая и тоненькая, как в Москве, но широкая и вальяжная — как сам проспект. Пока спускаешься в метро на эскалаторе, видишь разницу двух подземок, — в Москве банеры разместили по стенам, а в Питере рекламные конструкции установлены вдоль эскалатора — словно киношная картинка, разбитая на кадры. И, если в реальной столице реклама простая и банальная, то в Питере афкаповские стишки уже давно диктуют стиль повествования. Пока в Москве воспаленный мозг креаторов вымучивает рекламные слоганы, в северной столице легко и изящно обыгрывают словами все, что угодно: от носков до колбасы.
Если спуститься в питерское метро дальше и зайти в вагон — рекламные стикеры на стенах вагонов имеют свой стандарт: он больше, крупнее. Казалось бы, формат печатных машин что в Москве, что в Санкт Петербурге — один. Но рекламные наклейки в северной подземке — гораздо больше. И так во всем! Я не знаю, может в северной столице количество креативщиков выше, может больше поэтов и писателей, может лучше художники, но питерская рекламная индустрия намного разнообразнее. Такое впечатление, что все рекламные агентства здесь пишут стихи, придумывают образы, а дизайнеры соревнуются, кто поизящее подберет шрифт или рисунок и делают это не потому, что это их профессиональная обязанность, а от души.
Вопрос собственно простой — существуют ли рекламные стандарты в разных городах России (бог с ним с Западом, не о нем речь)? Или может быть все это кажущееся разнообразие — всего лишь другой, питерский формат? Может просто две столицы развивались вдалеке друг от друга и придумывали и изобретали свои формы, свои шаблоны. Может я просто привыкла к московским формам рекламы и питерские мне кажутся более свежими и креативными, лишь потому, что они — другие? Другие, но точно так же шаблонные?
P.S. Но вот парадокс: сейчас я лично наблюдаю другой процесс — происходит постепенная унификация рекламных шаблонов и форматов. Виною ли всему интернет, или поставка в Москву питерских кадров — но с течением времени разница, раньше бросавшаяся в глаза, теперь становится менее заметной. В Москве тоже стали клеить рекламу питерского формата в метро, стихи типа: Квас не кола, Пей Николу, теперь слышны и в столице… Куда заведет нас этот процесс? Неужели скоро не будет ничего своего? А все будет одинаковое и в реальной столице, и в той, которая ею
Ваша Надежда Владимировна Фидельская.
www.nafik.ru