Netflix показывает итальянский сериал "Субура" о борьбе мафиозных кланов за драгоценную римскую землю — криминальную драму, в которой есть почти все, чтобы быть идеальной
Две равно уважаемых семьи в столице, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья. Римский клан Адами, владеющий ночными клубами, где можно запросто купить наркотики, издавна враждует с цыганской семьей Анаклети. Но по воле случая бешеный отпрыск Анаклети, Аурелиано (Алессандро Борги), и цыганский принц-наследник Спадино (Джакомо Феррара) оказываются свидетелями того, как высокопоставленный ватиканский священник едва не умирает от передоза в подпольном борделе. Там же оказывается и отбившийся от рук сын римского полицейского Габриеле (Эдуардо Вальдарнини), промышляющий мелким сводничеством. В руках у троих парней оказывается мощный компромат, заснятый на мобильник, и они решают вместе шантажировать загулявшего кардинала. Это становится началом прекрасной дружбы, когда каждый на всякий случай держит другого на прицеле. Ну а поскольку "Рим — город маленький", интересы обеих семей, кардинала, любовницы юного Габриеле и еще множества фигурантов вдобавок сходятся в одной точке: Ватикан собирается продать принадлежащие ему земли в Остии, и сицилийская мафия уже стоит наизготовку, чтобы выхватить этот лакомый кусок из рук церкви и пустить под застройку — выстроить там порт и инфраструктуру с блек-джеком и шлюхами. Интересы южан в Риме лоббирует невзрачный лысеющий мужчина в очках по кличке Самурай (Франческо Аквароли) — самый влиятельный криминальный авторитет в столице, практически смотрящий по Риму.
Из всего этого сора вышло упоительное зрелище: наблюдать за тем, как молодые львы, яростно сверкая глазами, гоняют в блестящих тачках по красивейшему городу мира под пульсирующий саундтрек — уже удовольствие. Вдобавок сюжет в сериале закручен как часовая пружина, так что кажется, что за панорамой ночного Рима тревожно тикают часы, отсчитывая минуты от одного рокового события до другого. Если повествованию временами недостает глубины, оно добирает энергией — такого, без дураков, увлекательного шоу в нише "криминальная драма" не было, пожалуй, со времен первого сезона "Сынов анархии". Притом что до "Субуры" у самих итальянцев совсем недавно была "Гоморра" (2014) — сериал о неаполитанской мафии по бестселлеру Роберто Савиано. Netflix, потихоньку осваивающий национальные ТВ-рынки, однажды уже обжегся на не слишком удачной французской криминальной драме "Марсель", но с "Субурой" не прогадал, вложившись в материал с хорошей родословной.
Автор нынешней римской истории Стефано Соллима собственноручно снял половину той самой "Гоморры". Вдобавок, если продолжить разбирать генеалогию сериала, можно докопаться до классики — в качестве режиссера на проекте засветился Микеле Плачидо, снявший первые, "установочные" серии. Кстати, до того как стать актером, в давние, почти былинные времена Плачидо был римским полицейским — но нас он, конечно, интересует в другой ипостаси. Сколько бы ни снимался и ни снимал этот человек (а у Плачидо гигантская фильмография), он все равно навсегда останется тем самым комиссаром Каттани в мятом пиджаке из легендарного "Спрута". Он был любимым актером итальянского классика Дамиано Дамиани, тень которого и поныне лежит на итальянских криминальных сагах. Тот же строительный бизнес как повод для криминальной активности был вечной темой Дамиани — это у него на стройках цвела коррупция, а охочих до ее разоблачения выскочек, не отходя от стройплощадки, закатывали в бетон. Это у него так же тикали часы за кадром, отсчитывая срок для его обреченных персонажей-правдорубов. И если судить новые теледрамы былинными временами, то окажется, что у новых-то и труба пониже, и дым пожиже. Может, потому, что персонажем Дамиани оставался герой, а не бандит, хотя и это не главное — Плачидо-то играл у него и бандита. Но из историй про всякий сор, кровь и бетон Дамиани делал эпик об идеализме, несовместимом с жизнью. Теперь мы видим теледрамы с собственным нервом — в той же "Субуре" это противостояние поколений, сыновья, отвергающие гнет собственных семей. Но это истории персонажей после грехопадения, где никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его. В упоительной энергичной "Субуре" есть все составляющие хорошей криминальной драмы, есть даже Микеле Плачидо, а вот эпика — нет. Это просто криминальный романс со слезой, и этим приходится довольствоваться.
Татьяна Алешичева