В прокат выходит "Прощай, Кристофер Робин" Саймона Кертиса — фильм о том, как сын писателя Алана Милна из обыкновенного мальчика превратился в лучшего друга воображаемого медведя. История о детской сказке, которая обернулась детской травмой
Писатель и драматург Алан Александр Милн (для домашних просто Блу) возвращается с войны, которую в те времена еще не называют Первой мировой — наоборот, все уверены, что она последняя и "положит конец всем войнам". Любой громкий звук кажется ему выстрелом, от яркого света его скручивает приступ паники. Он хочет написать философско-публицистический антивоенный трактат, увозит семью из Лондона в усадьбу в Восточном Суссексе и там пытается справиться с творческим кризисом. По утрам он чопорно здоровается с маленьким сыном Кристофером Робином (домашнее прозвище — Билли Мун). Воспитывает ребенка няня, мальчик вежлив и тих, его главная задача — не мешать отцу работать.
Но однажды папа остается наедине с сыном, и им приходится искать общий язык. Они играют с игрушками сына, потрепанным плюшевым медвежонком, тряпочным осликом и розовым поросенком, гуляют по зачарованному лесу, где жужжат летние пчелы, и из этих прогулок рождается лучшая книга Алана Александра Милна — "Винни Пух и все-все-все".
Как и "Волшебная страна" Марка Форстера, фэнтези-драма о Джеймсе Барри и "Питере Пэне", "Прощай, Кристофер Робин" — биография не писателя, а его творения, история о том, что великие книги иногда пожирают своих создателей. Старший Милн (слегка заторможенный Доналл Глисон) лечит свой посттравматический синдром при помощи волшебной сказки. Для сына, наоборот, "Винни Пух" — чистый кошмар: после выхода книги Билли Муна все называют Кристофером Робином, его день расписан по минутам, он обязан встречаться с поклонниками, улыбаться на фотосессиях, присутствовать на официальных чаепитиях в Палате лордов. Отец мечтал покончить со всеми войнами, а его сын мечтает пойти на войну, где сможет наконец стать не Кристофером Робином, а рядовым Милном.
Из этого противопоставления мог бы вырасти глубокий и страшный фильм о травме и способах ее преодоления, но режиссер Саймон Кертис, автор "7 дней и ночей с Мэрилин" и "Женщины в золотом", не любит ничего глубокого и страшного. Он снимает кино не о чувствах, а о том, как герои решают серьезно поговорить о чувствах. Его фильмы идиллически красивы, как позолоченные новогодние шары, и даже когда он разбивает эту идиллию, осколки все равно празднично сияют. Прекрасные, но несчастные женщины, наивные мальчики, мудрые улыбки, слезы радости, золотой закатный свет — все то, что так хорошо звенит на новогодней елке и мгновенно забывается.
При этом Кертис, безусловно, умеет работать с актерами. Между маленьким Билли Муном (Уилл Тилстон) и его няней Олив (Келли Макдональд) возникает такая химия, что рыдают даже самые черствые зрители. Доналл Глисон с одинаковым недоумением смотрит на голодного ребенка, нарисованного медведя и собственную жену, оживляясь лишь во время панических атак. Но лучше всех играет плюшевый медведь: он мрачен, одинок, и длинные слова его только расстраивают.
Авторов сценария — Фрэнка Коттрелла Бойса ("Круглосуточные тусовщики" Майкла Уинтерботтома, "Миллионы" Дэнни Бойла) и Саймона Вона — заинтересовала "нерассказанная история", лежащая в основе сказки про Винни Пуха, история о несчастливой семье, вынужденной делать вид, что все хорошо. Настоящий Кристофер Робин Милн действительно терпеть не мог сказку об игрушечных животных в Дремучем лесу и писал в воспоминаниях, что всю жизнь должен был спасаться от славы своего отца. Настоящий Алан Александр Милн грустил, что "пустяки" о Винни Пухе затмили все, что он написал.
Но в фильме эта "нерассказанная история" становится слишком рассказанной, слишком сентиментальной и оттого — слишком неживой. Как будто ее придумал какой-нибудь Винни Пух, чтобы убаюкать Пятачка. В начале фильма Милн-старший то и дело проваливается в галлюцинации о войне: взрывы, окопы, крики. Если бы авторы осмелились дать Милну-младшему его собственные галлюцинации — голодный рев Винни Пуха и липкий мед, заливающий лес,— фильм был бы гораздо честнее.
Ксения Рождественская