Основы воспитания ребенка закладываются до 6 лет. Ошибки воспитания, допущенные в раннем детстве, могут привести к тому, что явления нервности, возникшие у ребенка в дошкольном возрасте, могут проявиться у него и в школе. Нервно — психические расстройства у детей чрезвычайно разнообразны. Одни из них встречаются чаще, другие реже. Могут выражаться в чрезмерной активности, непоседливости, легкой ранимости, повышенной раздражительности, беспокойстве, впечатлительности, страхах.
Рассказывая о своем ребенке, у которого имеются вышеуказанные проявления, родители нередко сваливают все на его «нервность». Особенно подчеркивается «нервность» детей до того, когда родители начинают осознавать, что бессильны справиться с отрицательными чертами характера сына или дочери. Каковы же основные ошибки воспитания, вызывающие и закрепляющие самые различные нервные проявления у детей ?
Очень важно, чтобы между родителями и детьми создались хорошие, полные уважения взаимоотношения. Это требование — уважать ребенка — кажется многим родителям непонятным: как можно уважать маленького ребенка? За что? Уважать ребенка — значит считаться с его личностью, знать его потребности и интересы. Приведем пример: девочке третий год. Вечером дома она играет с новой куклой. Вот уже почти одела ее, осталось застегнуть пуговицы, но мама вырывает из рук дочери куклу, сама заканчивает одевание, сажает куклу так, чтобы дочь ее не достала, и тянет девочку к умывальнику: надо умыться, ужинать и спать. Однако девочка упирается, кричит, тянется к любимой кукле. Мать силой ставит ее у раковины и моет, а ведь ребенок привык в яслях сам умываться, вытираться, вешать полотенце на место. Зачем ломать эту хорошую привычку? Подобное неуважительное отношение к интересам ребенка ведет к тому, что спокойные, послушные дети в саду становятся дома упрямыми, злыми, часто кричат и плачут. А вот еще случай: мальчику 1,5 года. Он любит выковыривать известку из стены и ест ее. Мама мальчика то уговорами, то окриками, то шлепками пыталась отучить ребенка от «вредной привычки». Когда ей это не удается, она теряется. Она, как и многие матери, считают самым важным в воспитании заставить ребенка беспрекословно выполнять любое приказание взрослого: взрослые знают, что ребенку нужно, а чего нельзя, сам же он ничего не понимает. Взрослые мало считаются с интересами и потребностями ребенка и вместо того, чтобы удовлетворить их, ограничиваются запрещениями. Также необходимо отличать капризы и упрямство от стремления удовлетворить свои естественные потребности. В нашем примере, мальчик настойчиво ел известку потому, что организму ребенка такого возраста для развития и роста иногда не хватает солей кальция (извести). Даже если ребенок пообещает матери не делать этого, сильная естественная потребность заставит его нарушить данное обещание. Постепенно он научится делать то, что ему нравится украдкой. У ребенка может появиться неуважение к требованиям матери.
Как же поступить матери мальчика? Обратиться к врачу, он назначит лекарство, содержащее кальций. Наконец, увидев, что ребенок начинает ковырять стену, необходимо отвлечь его, занять какой — либо игрой или показать что-нибудь интересное — это не так трудно с маленькими детьми.
Гиперопека также отрицательно сказывается на развитии личности ребенка. Когда малыш достигает некоторой самостоятельности, он хочет все делать «сам». Ему, например, хочется самостоятельно есть ложкой, а его настойчиво кормит взрослый. «Еще обольешься, запачкаешся!» А ведь насильственное кормление может привести к появлению невроза, выражающегося в нервных рвотах, иногда даже только при одном виде еды.
Очень желательно, чтобы ребенок не только знал, что можно и что нельзя, но и понимал, почему так делать. Важно, чтобы требования старших перерастали в собственные убеждения ребенка. Однако, даже если он совершит какой-либо поступок, а у вас в данной обстановке нет времени или возможности разъяснить требование старшего, проявляйте доброту, ласку, сочувствие к малышу, когда он спокойно просит, но не потакайте никаким настойчивым требованиям — плачу, злости, капризам. Не ограничивайте свободы ребенка, но твердо и решительно обрывайте его нетерпимые поступки без всяких скидок на возраст или болезненное состояние.
Радости, которые доставляют ребенку старшие (интересные игры, игрушки, лакомства и прочее), необходимы для полноценного нервно-психического развития детей. Но и радости не должны быть чрезмерными, иначе они становятся обыденными, равно как притупляется и страх перед угрозой наказания, если к ней прибегают слишком часто.
Если Вы часто и долго читаете нотации, постоянно ставите в пример других «хороших» детей, то ваше слово перестает влиять на воспитание правильного поведения ребенка, а иногда вызывает и обратную, негативную реакцию протеста.
Хорошие слова не подействуют на ребенка, если они не будут подтверждены положительным примером в поведении старших. Ребенок неосознанно подражает в своих поступках поведению взрослых, в первую очередь родителей. Нельзя что-либо обещать ребенку или чем-либо пригрозить, если Вы не уверены, что обещание или угроза будут выполнены. Если ребенок знает, что его никогда не обманывают, то будет безотказно слушаться. А уступив ребенку один раз, Вы уступите и второй и т.д. А потом уже поздно будет что-либо менять: вступит в действие условно-рефлекторная связь.
Следует иметь в виду, что чрезмерное баловство детей родителями неблагопрятно действует на детей, как и недостаток внимания и теплоты к ним. Балованные дети являются центром внимания семьи, им ни в чем не отказывают, ограждают от всех трудностей, не приучают к труду и самостоятельности. При столкновении с первыми жизненными трудностями эти дети оказываются неспособными их преодолеть. Разрыв между желанием и возможностями приводит к перенапряжению нервной системы, и возникает «срыв», который может привести к неврозу. У изнеженных, избалованных детей часто можно наблюдать истерические реакции.
Особенно тяжело отражается на состоянии детей конфликт между матерью и отцом. Для ребенка создается сложная ситуация: маленькому человеку сложно разобраться, кто же из родителей прав. В результате у ребенка возникает перенапряжение нервной системы, которое в определенных условиях может привести к неврозу.
Уважаемые родители! Не делайте своих детей судьями в ваших взрослых конфликтах.
Нередко ведут к развитию невроза у детей различные взгляды родителей на воспитание. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать, наооборот, во всем потакает ребенку. Мало этого, родители в присутствии детей спорят о методах воспитания, ссорятся. И еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого, например, при разводе.
Тяжелые переживания вызывает у многих появление в семье второго ребенка. В тех случаях, когда родители не подготовили старшего к появлению нового члена семьи, при этом резко изменяют к нему свое отношение, все внимание устремляют на младенца, старший начинает ревновать к малышу, иногда даже проявляет агрессивность (кусает, бьет, требует отдать кому-либо). При отсутствии должного такта и внимания к старшему ребенку у него появляется болезненная невротическая реакция протеста. Родители должны правильно распределить свои чувства и заботу между старшим и младшим ребенком. Не следует подчеркивать по всякому поводу, что он, как старший, во всем должен уступать младшему и что он меньше нуждается в родительском тепле, внимании.
Мнительность может также привести к развитию нервности у детей. Это чаще случается у единственного ребенка в семье. Малейшие его недомогания, ушибы, царапины вызывают у родителей серьезное беспокойство. В присутствии ребенка они ведут разговор о возможных осложнениях его болезни. Ребенок становится мнительным. Оберегая его от всяких трудностей, постоянно боясь за него, родители развивают мнительность, боязнь всего нового. Со временем ребенок теряет в себе уверенность.
Страхи — это также проявление детских неврозов. Они также могут возникать при неправильном воспитании. Многие родители оставляют в детской комнате на ночь горящей настольную лампу, чтобы, мол, ребенок не боялся. Это может привести к привычке спать в освещенной комнате. Когда Вы решите, что ребенку пора засыпать без света, то это вызовет у него протест, боязнь. У врачей-глазников на этот счет также своя профессиональная точка зрения. Веки у детей очень тонкие, через них на сетчатку легко проникает свет. А при свете сон неглубокий. И если ребенок плохо выспался, то утром он раздражителен, капризничает. Частое же раздражение отрицательно сказывается на развитии и здоровье.