Сергей Сельянов — один из самых авторитетных и влиятельных продюсеров отечественного кинематографа. На его счету и культовые фильмы Алексея Балабанова, и успешная анимационная франшиза про трёх богатырей. Сельянов возглавляет кинокомпанию «СТВ», а также является председателем Ассоциации продюсеров кино и телевидения, которая в конце марта традиционно проводит праздник — торжественное вручение Профессиональных призов в области телевизионного кино. В этом году Ассоциация раздаст награды в юбилейный пятый раз, а так как премию вручают самые влиятельные российские продюсеры, в профессиональной среде она считается особенно ценной.
Елена Яковлева, АиФ.ru: Начну с простого вопроса, на который почему-то отечественные кинематографисты отвечают по-разному: «Какова сегодня роль продюсера в российской киноиндустрии?».
Сергей Сельянов: Продюсер — это бесспорно ключевая фигура в зоне зрительского кино. Он разрабатывает сценарий, представляет идеи, приглашает режиссёров, выстраивает как производство, так и стратегию выхода продукта к широкой публике. Продюсер может и побеждать, и ошибаться, но он за всё это несёт ответственность.
В области авторского кино ситуация выглядит несколько по-другому. Там ключевая фигура — это режиссёр, а продюсер лишь подставляет своё плечо, стараясь помочь сделать сильную картину. Но это всегда сложное решение: и зрительское кино мёдом не намазано, а авторское убыточно во всём мире.
— Считается, что в России штук 10 сильных режиссёров, а продюсеров и того меньше. Как думаете, почему?
— Во всём мире в любом виде деятельности существует ограниченное количество топовых людей. Конечно, в Америке хороших продюсеров и режиссёров больше, ведь они имеют возможность рекрутировать ресурсы со всей планеты, привлекать талантливых российских, индийских, китайских, не говоря уже о французских и прочих европейских кинематографистах.
Америка является предметом непрестанного внимания, и практически все считают естественным продолжением своей кинокарьеры работу в Лос-Анджелесе. По этой причине количество крутых режиссёров в Америке гораздо выше, но и этого не хватает. В любой же другой стране больше половины кинематографистов ниже среднего. Хорошего много не бывает.
— Можно перечислить целый комплекс проблем, присущих российскому кинематографу: недостаточное количество кинотеатров и финансирования, неотлаженная система кинопроката, недостаток профессиональных кадров... А какую главную угрозу для индустрии видите вы?
— Какой-то главной проблемы нет, в сущности, наша киноиндустрия набрала хороший ход. Во многом это произошло благодаря реформе 2010 года, когда началась работа Фонда кино и концентрация государственной поддержки на наиболее перспективных направлениях и компаниях. Что, в общем, и привело к результату, который показал последний опрос ВЦИОМ (по данным исследования, 58% россиян считают, что за последние два года качество российского кино улучшилось — ред.).
Любая индустрия создаётся, когда есть горючее, когда есть деньги. Поэтому ключевым моментом всё ещё остаётся вопрос дополнительных инвестиций в кино, как частных, так и государственных. Смотрите, только у моей компании существует проектов на несколько миллиардов рублей. Ясно, что все они не могут быть осуществлены, потому что вся поддержка зрительского кино, которая идёт через Фонд кино, составляет 3 млрд. И если удастся решить вопрос с инвестированием, мы сделаем ещё один шаг по направлению к зрителям.
У ведущих продюсеров стало гораздо острее чувство зрителя, и мы научились делать крупные проекты, которые ещё 7-8 лет назад казались невозможной птицей на нашем кинонебосклоне. Но по мере увеличения проектов, претендующих на любовь зрителей, возникает проблема места под солнцем. Как и во многих странах, на нашем рынке доминирует американский кинематограф, который является абсолютным чемпионом мира по зрительскому кино. Количество же сеансов в кинотеатрах ограничено, и даты релизов, подходящих для российских фильмов, находить всё труднее.
— А какие из проблем реально помог решить продюсерам прошедший Год российского кино?
— Произошли подвижки в зоне цифровой дистрибуции: это и борьба с пиратством, и выстраивание прозрачных отношений с легальными онлайн-кинотеатрами. Началось очень активное движение в сторону рибейтов (возврат кинокомпаниям части их затрат на производство фильмов из бюджетов регионов, на территории которых шли съёмки — ред.). Ассоциация продюсеров кино и телевидения уже подписала соглашения с пятью регионами, среди которых Краснодарский край, Калининградская и Ульяновская области. В ближайшее время будет подписано ещё столько же. Мы надеемся, что механизм рибейтов будет служить поддержкой как для регионов, так и для кинематографа, включая телевизионный.
Точно нужно отметить, что впервые в истории нового российского кинематографа совершился уверенный выход на зарубежные рынки. Для нашего авторского кино там всегда существовала определённая ниша, а что касается зрительских полнометражных фильмов и мультфильмов — это ещё несколько лет назад казалось невозможным. Теперь же мы можем рассматривать и даже вставлять в бизнес-планы доходы с зарубежных территорий. Это важно как с точки зрения бизнеса (кино стоит дорого, а российского рынка недостаточно), так и в общекультурном плане.
— Вы уже упомянули о работе Ассоциации продюсеров кино и телевидения, председателем которой являетесь. Однако в нашей стране существует ещё одна организация, объединяющая продюсеров, она называется Гильдия продюсеров России. В чём смысл этой параллельной структуры?
— Ассоциация продюсеров кино и телевидения ориентирована на крупные кинокомпании, которых в нашей стране примерно 35, и 29 из них входят в Ассоциацию. Смысл Ассоциации в объединении крупных игроков, так как у них более-менее одинаковые интересы и задачи. Мы лоббируем наши интересы во властных структурах, законодательных, исполнительных органах и активно работаем с министерствами. Также мы устанавливаем максимально прозрачные правила игры внутри нашего сообщества.
А с Гильдией продюсеров мы сотрудничаем по вопросам, где наши интересы совпадают. И таких вопросов достаточное количество, ведь наша общая главная цель — это развитие индустрии.