Полиция маленького городка в Вирджинии изучает дом, где произошло что-то ужасное: валяются трупы жильцов, повсюду на стенах кровища, при этом ни мотива, ни пропавших ценностей, ни следов взлома, вдобавок в подвале обнаруживается полузакопанное (или полураскопанное) тело обнаженной молодой женщины, про которую вообще ничего не понятно. Шериф отвозит девушку в местный морг, который в нескольких поколениях принадлежит семье Тильден: заправляет всем старик Томми (Брайан Кокс), не так давно овдовевший, а в ассистентах у него сын Остин (Эмиль Хирш). Подружка (Офелия Ловибонд) тащит Остина в кино, но тот предпочитает остаться и помочь отцу провести вскрытие, которое действительно окажется необычным.
Второй за год симпатичный хоррор про потомственного патологоанатома (после «Я не серийный убийца»), «Демон внутри» — фильм норвежца Андре Эвредаля, который семь лет назад прославился смешным сказочным мокьюментари «Охотник на троллей» о бродящих в норвежской глуши чудовищах, а после этого затих. В своем скромном англоязычном дебюте Эвредаль снова вдохновляется фольклором, но уже не скандинавским, а американским, что, впрочем, становится понятно далеко не сразу.
Поначалу «Демон» — в оригинальном названии у которого никаких демонов нет, а есть бесстрастное «Вскрытие Джейн Доу» («Василисы Пупкиной», условно говоря), — вообще притворяется детективом с патологоанатомическим уклоном. Кокс и Хирш неторопливо разрезают голую мертвую красавицу (несколько однообразная и наверняка крайне утомительная, но запоминающаяся роль ирландской модели Олвен Кэтрин Келли), находя в ее теле все более странные детали. Несмотря на вкрапления своеобразного медицинского юмора, это, конечно, не самое приятное зрелище на свете, но по-своему увлекательное.
Потом сверхъестественное все-таки выползает из темных углов на освещенный ледяным светом первый план, и действие становится, наверное, более банальным, но продолжает оставаться неглупым, складным и по-прежнему не лишенным сюрпризов. Эвредаль — одаренный режиссер: он, это было понятно уже и по «Троллям», умеет манипулировать зрительским вниманием, допуская в кадр ровно столько страшного, чтобы нам все время хотелось увидеть больше (хотя анатомические фрагменты оставляют воображению немного). И спартанский минимализм «Демона» оказывается более чем эффективным: он обходится почти без дешевых «бу!», но с жутью там все в порядке. Морг, два человека, труп с загадками — чего еще желать. Тем более что Брайан Кокс по-настоящему большой артист, и это видно даже здесь (Хирш, правда, по-прежнему похож на скучного близнеца Джека Блэка).
«Демон», как многие современные хорроры, играет с темой мужского/женского и делает это достаточно нетривиально. По каким-то счетам мужчинам, следует из фильма, придется платить вечно — и даже честному сотруднику морга, прежде чем поднять скальпель над беззащитным женским телом, стоит подумать дважды.
Станислав Зельвенский