Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Рояль стоял в кустах

Фото: Юлия Майорова

Аркадий Арканов в свои 74 года чувствует себя лучше, чем многие его сверстники. Из крепких напитков предпочитает водку, не утратил интерес к женскому полу, но при этом еще и много работает.

Он был врачом и лечил людей, ездил корреспондентом по Вьетнаму, женился и растил сыновей, дружил с великими, писал книги, вел телепередачи, смешил людей, зарабатывал деньги и проигрывал их…

Искра азарта

— Аркадий Михалыч! Расскажите, почему вы так сохранились. Какие можете дать советы? Может, вы вообще расскажете, как жить?

— Я сейчас приступаю к книге, которая будет составлена по тому же принципу, по какому шахматисты разбирают партию. Вот начало, дебют, тут на двенадцатом ходу я сделал ошибку, а если б пошел так, то все б пошло по-другому. Так я вроде разбираю свою жизнь… И всякие возможности, использованные и упущенные. Там будет о встречах с людьми, которые поразили и повлияли на меня: Светлов, Смеляков, Винокуров, Райкин — я долго могу перечислять. Тот же Борис Николаевич Полевой, название его «Повести о настоящем человеке» вполне применимо к нему самому. Он был очень порядочный человек, и я ему многим обязан.

— А вот сравните времена те и эти.

— Конечно, с точки зрения формальной сравнивать пока очень трудно. Тогда действительно имела место магия страха, которая оказывала сильное влияние на людей. Сегодня нет такого жуткого общего страха и давления, нет страшного слова «партия». Но цензура — есть. Просто тогда она была откровенная, а теперь более скрытая…

— Рояль в кустах. Я думал, это народное выражение или Грибоедова, или Гоголя. А оказывается, это ваша фраза!

— Это мы с Гришей Гориным придумали. В 1963-м мы написали пародию на телепрограмму, где поиздевались над телевизионщиками, приемчикам которых верят наивные люди… «Встать, суд идет!» И выходят загримированные свидетели… Театр! Так вот, в пародии герой сидит на лавочке в скверике. И телевизионщики его расспрашивают: «А как вы проводите свободное время?» — «В свободное время люблю играть на пианино. Здесь в кустах случайно стоит рояль. Я сыграю вам на нем Полонез имени Огинского». Звучит «Полонез Огинского» в исполнении cимфонического оркестра.

— За это можно дать медаль. Медаль в кустах.

— Нам давали призы только в Болгарии. Так эта книга начинается с фразы: «Я уже достиг такого возраста, что все чаще вспоминаю свою старость».

— Я когда шел к вам, терзала печаль оттого, что мне скоро полтинник. А теперь даже как-то неловко… Вот вы чем занимались, как жили, когда вам было пятьдесят?

— Так-так… Это 1983 год. Что было? В этом году у меня вышел первый самостоятельный сборник. Я был горд этим. Тогда же в Париже вышел сборник моих новелл на французском языке, он назывался «Истинная ложь». Что еще? Это был очень безоблачный период… Но не в материальном плане. Благосостояния, как его сегодня понимают, у меня никогда не было.

— Но по тем меркам вы нормально жили?

— По тем? Я тогда развелся и разменял трехкомнатную квартиру: двушку отдал Васе и его маме, а сам поселился в однокомнатной. После выхода книги во Франции я на гонорар — на сертификаты — купил «Жигули» и отдал сыну.

Я вообще не думал о возрасте тогда, да и сейчас не думаю. Когда мне было семьдесят, один авторитетный милицейский чин из моих друзей…

— Авторитетный — значит «оборотень»?

— Нет, не в этом смысле. Он говорит: «Хочешь, мы тебе паспорт поменяем? Поставим тебе шестьдесят лет или даже пятьдесят пять». Я отказался — ведь будут говорить, что по паспорту мне пятьдесят пять, а выгляжу я на семьдесят. Никого ж не обманешь.

Главное не то, сколько тебе лет, а другое: искра азарта. Пока она не погасла, ты не старик!

— Что такое талант?

— Я как врач по образованию скажу: талант, гений — это все шизофрения. Но не та, с какой укладывают в клинику, а другая, которая идет на пользу.

Казино

— Ваш роман «Рукописи возвращаются» — знаменитая книга про глубоко советский быт. С тех пор жизнь изменилась…

— Да, с тех пор прошло много времени, этот романчик был напечатан в 1986 году. Недавно один из знакомых сказал: «Это же была культовая вещь, сделай продолжение!» И я его написал по принципу «двадцать лет спустя». Полный текст назвал «Джек-пот подкрался незаметно». Самое интересное: люди, которые не знают, что такое джек-пот, думают, что это по-английски то, что подкрадывается незаметно.

— Название книжки очень не случайное. Вы серьезно играете?

— Я люблю процесс, но игрок я несерьезный. Я люблю играть, но играю очень осторожно. У меня своя методика… Сам я не лудоман, но знаю, как излечить от лудомании.

— Ну и как?

— Когда вы выиграли какую-то сумму, немедленно бегите и купите то, о чем мечтали, но не могли себе позволить. Завтра вы увидите, что у вас есть нужная вам вещь, а могли б засадить все деньги.

СRYSTALинская

— Недавно по ТВ прошел очень тонкий сюжет про вашу первую жену, Майю Кристалинскую. Вы так тепло про нее рассказывали.

— Она была удивительно талантливым и одаренным человеком. При том, что не имела никакого музыкального образования.

— В отличие от вас.

— А что у меня? Два класса музыкальной школы по классу виолончели.

— Вы с ней недолго прожили.

— Полгода. А потом расстались. Без ссор. И сохранили хорошие отношения.

— Говорили, что вы на ней женились на спор.

— На спор? Это не было спором… Я услышал, как она поет… Она пела великолепно. Я на нее запал. И мой друг Юрий Кадашевич, он не даст соврать, говорит: «Аркан, а слабо тебе жениться на ней?» — «Не слабо». И так случайно получилось, что мы познакомились, и я на второй день сделал ей предложение.

— Со мной такое тоже бывало… Два раза.

— И она согласилась. Это был 1957-й, я закончил уже мед, а она — МАИ и работала в КБ у Яковлева. Она была старше меня на год. А через полгода стало ясно, что это ошибка.

— У вас осталось чувство, что это трагедия всей жизни?

— Нет. Ошибка не была трагической. Я был тогда никем, и она никем.

— Кто был никем, тот станет всем.

— Потом она стала великой певицей. Она с самого начала подавала надежды, я был рад ее успеху. Она его заслуживала.

Медицина

— Аркадий Михалыч! Вы были врачом. Вы сейчас могли бы кого-нибудь вылечить?

— Нет-нет. Диагноз поставить могу, у нас в первом меде была очень сильная система диагностики — о-о-о! А лечить бы не взялся. Вообще же моя самая большая заслуга перед медициной в том, что я в ней всего три года проработал, а не больше.

— У вас есть свое кладбище, как у всякого врача? Залечили кого насмерть?

— Нет, но был свидетелем. Я проходил практику в больнице. У меня был больной с язвой желудка, архитектор известный. Человека вроде вылечили, и он должен был выписаться в одиннадцать утра. Его пришли забирать родственники, они принесли цветы и две корзины яблок, чтоб отблагодарить медиков. И тут дежурная сестра зовет меня к больному. Я подбегаю, смотрю на него и понимаю, что тяжелейшее желудочное кровотечение.

— Как вы это поняли?

— Ну, глаза закатились, пульс никакой… Я держу его за руку и, чтоб пробиться к сознанию, говорю: «Вы слышите меня, вы слышите? Как меня зовут?» Он сказал, очень тихо: «Аркадий Михайлович». Это были его последние слова. Врач мне говорит: «Идите и сообщите эту весть родственникам».

— А корректно было посылать практиканта?

— Да. Пусть знает — это же медицина… Ну, я пошел и сказал. Этого я никогда не забуду…

— Вы пошли в медицину спасать человечество или это был верный кусок хлеба?

— Ни то ни другое. Я в восьмом классе увлекся Павловым — рефлексы, собаки, в таком духе. И по наивности не предполагал, что для этого надо идти в мед, хотя проблемы не было: я закончил школу с медалью. Но один мой друг меня сбил, и я пошел с ним поступать в геологоразведочный.

— С гитарой, типа, у костра.

— Тогда все только начиналось! Я отдал документы, но меня мандатная комиссия…

— …по пятой.

— …и я еле успел подать заявление в мед, в последний день, 31 июля 1951 года.

— Вы были близки к серьезному делу — «делу врачей»?

— Я его познал в 1952-м. Студентов, правда, не забирали, но требовали, чтоб они клеймили преподавателей.

— А вы лично клеймили?

— Я — нет. Даю слово! Слава богу, от меня не требовали, чтоб я выступил.

— Почему?

— Потому что я был уже герой художественной самодеятельности. Сочинял, играл…

— Студент А.М. Штейнбок подавал надежды.

— Да, я был тогда Штейнбок. Только в 1964-м стал Аркановым.

— Скажите, а какие качества толкают евреев в медицину?

— Трудно сказать… Что касается 1951 года, то тогда шесть лет как закончилась война. В моей группе было двенадцать девчонок — и я один. Геология, физмат — там смотрели происхождение. А у нас… В медицинский шли отбракованные из других вузов, нас таких брали. Девчонки же быстро выходили замуж и забывали, что они врачи. Так что в итоге было воспитано замечательное поколение ученых мужиков, которые работают до сих пор. Если у меня что, иду к тем, с кем учился. А учился с серьезными людьми: Валерий Шумаков, Александр Коновалов… Из творческих людей, кстати, многие закончили мед: Гриша Горин со мной учился, Лившиц и Левенбук (передача «Радионяня»), Вася Аксенов (правда, в Питере).

Азарт

— Как получилось, что Аксенов, наполовину русский, уехал, а вы нет?

— У меня на этот счет никогда не было сомнений, ни одного момента! Я всегда знал: заставить уехать может только прямая угроза моей жизни и жизни моих детей. Я ведь русскоязычный, и никакой другой. А что такое творчество? Это вдох и выдох. Выдох — это когда я отдаю. А вдох — это как меня воспринимают. Вдохнул — могу снова выдохнуть…

— То есть уехать значит покончить с творчеством?

— Пока пишется, пока есть интерес к общению со мной — никуда не уеду. Как только у человека пропадает востребованность, пропадает азарт, и он с этим соглашается, тогда он и становится старым. Это может произойти как в семьдесят пять лет, так и в двадцать пять…

Хлеб

— Вы иногда сетуете, что не можете прожить литературой, вынуждены подрабатывать.

— Хорошо зарабатывать можно литературой определенного рода (Донцова, Маринина), какой я писать не умею.

— А ведь были времена, когда у вас денег куры не клевали!

— Да… Когда у нас с Гришей Гориным в восьмидесяти двух театрах страны шла пьеса «Свадьба на всю Европу», мы в месяц получали каждый приблизительно по тысяче рублей.

— Бешеные деньги.

— Да. Но я все спустил на ипподроме. А Гриша купил квартиру.

— Известно, что вы работаете на корпоративных вечеринках. Не обидный заработок?

— Мой принцип такой: не допускаю прогиба под публику. Если люди, которые приглашают, ожидают, что я буду корячиться и исполнять «Мурку» — не соглашаюсь. Главное, самому получать от работы удовольствие… Если не получаешь его сам, то и никто не получит. Но должен сказать: люди с деньгами чаще приглашают Сердючку, а не меня.

Президент

— Я слышал, вы вызывались писать речи Путину.

— Я смог бы. Я присматривался к нему внимательно. Мне кажется, мне понятна его стилистика…

— Вы встречались?

— Да. Он, еще будучи премьером (но уже было ясно, что станет президентом), приезжал на встречу с членами Русского ПЕН-клуба, членом которого я являюсь. Там много талантливых людей, которые были если не стопроцентными диссидентами, то, по крайней мере, диссидентствовали. Люди задают вопросы, а я молчу. Путин говорит: «А что Арканов ничего не говорит?» Я сказал, что ближе к концу выскажусь. Он не забыл и после спросил: «Ну, а где вопрос Арканова?» Я ему сказал: «Владимир Владимирович, дарю вам фразу: добро надо сеять, а зло — сажать». Путин тогда засмеялся, все захлопали, и это пошло в эфир.

— А «мочить в сортире» — это тоже вы фразу подарили?

— Это не мое.

— И вы, значит, присматривались к Путину.

— Да. По тому, как мы пообщались, мне показалось, что я его понимаю — не в том что касается политики, — но по философии, по психологии… В общем, на той встрече я увидел Путина как личность. Я запомнил, как он мне смотрел в глаза…

Меж тем беседа наша подошла к концу, а вместе с ней и ужин. Или наоборот.

— Что будем брать на десерт, Аркадий Михалыч?

— Десерт я не ем. А вот выпью я еще рюмку водки — это лучший десерт!

находить смешное в жизни — редкий дар

Аркадий Арканов родился 7 июня 1933 года в Киеве. В школу пошел в 1941 году в Красноярске, куда был эвакуирован вместе с мамой и братом в начале войны. Отец в продолжал работать в Москве, куда они и возвратились в апреле 1943 года. В 1951 году окончил школу и поступил в Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. До 1960 года работал участковым врачом в Москве. Затем занялся профессиональной литературной деятельностью.

С 1968 года — член Союза советских писателей. В соавторстве с Г.Гориным Арканов создал пьесы, поставленные в театрах и имевшие успех, — «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома».

В 1979 году принял участие в самиздатском альманахе «Метрополь», после чего на несколько лет лишился возможности публиковаться.

Участвовал во многих передачах на телевидении: «Артлото», «Вокруг смеха», «Голубой огонек». Дважды лауреат премии «Золотой теленок»; лауреат премии журнала «Крокодил» и премии «Алеко» (Болгарский союз писателей).

В 2003 году Аркадия Арканова в связи с 70-летием поздравил президент России Владимир Путин. В телеграмме, в частности, говорилось: «Вы умеете находить смешное в жизни — это редкий дар. Поэтому Ваше яркое, самобытное творчество сатирика и юмориста всегда пользуется успехом у самой широкой аудитории».

Игорь Свинаренко, издатель журнала "Медведь"

922


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95