В Берлине показом фильма Лоне Шерфиг «Доброта незнакомцев» открылся LXIX Международный кинофестиваль. О его программе и ждущих его переменах — Елена Плахова.
«Доброта незнакомцев» — доброе, беззубое кино, вполне годящееся для вечера открытия фестиваля, но не слишком украсившее международный конкурс. Клара, молодая жена и мать (Зои Казан), бежит с двумя сыновьями от мужа-полицейского, который ее бьет и третирует. Нью-Йорк встречает гостей суровой зимой (младший сын чуть не замерзает до смерти), заставляет героиню подворовывать и нарушать правила приличного общества, но вскоре поворачивается своей гуманной стороной.
Кларе фантастически везет: на ее пути то и дело попадаются подвижники, которые сразу проникаются к ней сочувствием и, оставив собственные дела, тут же бросаются помогать жертве абьюза. Среди этих доброхотов — медсестра и психотерапевт Элис, адвокат Джон, а также персонал русского ресторана «Зимний дворец»: его хозяин Тимофей (американец, притворяющийся русским и имитирующий акцент), а также Марк, новый менеджер прогорающего ресторана, который пытается вернуть ему былую славу. Марка играет французский актер Тахар Рахим, между его героем и Кларой проскальзывает искра большого чувства.
Вот, собственно, и все, что можно сказать об этой картине, но стоит добавить, что Лоне Шерфиг впервые приняла участие в конкурсе Берлинале в 2001 году фильмом «Итальянский для начинающих», снятым в Дании — на родине режиссера. Герои той картины — парикмахерши, учителя, священники — тоже были добры и скромны, а разнообразие в их жизнь вносили уроки итальянского языка (после этого разразилась лингвистическая эпидемия: тысячи датчан ринулись изучать итальянский). В Берлине тогда Лоне Шерфиг оценили за женскую наблюдательность и остроумные диалоги, к тому же тот фильм был выполнен в канонах датской «Догмы», изобретенной Ларсом фон Триером, и своей импровизированной свежестью, незатертыми лицами исполнителей противостоял отрепетированному голливудскому кино.
Новый фильм Шерфиг только внешне похож на старый, а на самом деле полная противоположность ему: международный актерский состав, политкорректная проблематика и ромкомовская сентиментальность. А также «русский след» вместо итальянского: водка, икра, Брежнев, «babushka», ресторанный ансамбль поет под балалайку «Дом восходящего солнца» в русском переводе.
Круг замкнулся: «Итальянский для начинающих» стал одним из победителей фестиваля 2001 года — первого, где в качестве директора выступил Дитер Косслик. Нынешний фестиваль станет для него последним. В отличие от второй половины ХХ века (Берлинский фестиваль впервые прошел в 1951-м), когда главной проблемой были отношения с Советским Союзом и Восточной Европой, при Косслике открылась эра глобализма. Хотя фестиваль и здешняя публика по-прежнему политизированы, здесь показывают кино на любой вкус, в отборе нет строгой концепции, кроме того что Берлин должен противостоять своим более сильным конкурентам — Канну и Венеции, а теперь и Роттердаму, отбивать у них важные премьерные фильмы. Иногда это удается, иногда нет.
Продажи билетов постоянно ставили новые рекорды, фестиваль пользовался популярностью у берлинских зрителей. Однако полтора года назад появилось письмо ведущих немецких режиссеров, в котором Берлинале был подвергнут резкой критике за качество программ. С 2020 года поднимать это качество будут новые, назначенные взамен Косслика директора — итальянец Карло Шатриан, ныне возглавляющий фестиваль в Локарно, и голландка Мариетте Риссенбек, ранее руководившая компанией German Films. Первый будет отвечать за художественную, вторая — за административную часть. Уполномоченная правительства ФРГ по вопросам культуры и СМИ Моника Грюттерс дала понять, что не предвидится радикальных реформ: «Берлинале по-прежнему будет ориентирован на публику, политику и амбициозность программы». Однако есть и стремление сделать его «более интернациональным и открытым к экспериментам». А также в качества инструмента конкуренции войти в альянс с потоковыми сервисами Netflix и Amazon, с которыми без особого успеха воюет Каннский фестиваль.
Елена Плахова