Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Русский Страдивари

Как звучит скрипка работы Ивана Батова

Все слышали про скрипки Страдивари, но мало кто знает про Ивана Батова, крепостного графа Шереметева, создателя струнных инструментов звучания редкостной красоты. А ведь его уже при жизни сравнивали с великим итальянцем, называя Батова русским Страдивари. Репортер «Труда» получил редкую возможность увидеть и услышать рукотворные шедевры крепостного мастера, представленные на выставке в Шереметевском дворце.

На Невском проспекте, 30, в доме, который со времен мецената В.В. Энгельгардта известен как один из центров музыкальной жизни Петербурга, среди имен Пушкина, Глинки и Рубинштейна отдельной строкой значится: «В начале XIX века в этом доме жил инструментальный мастер Иван Батов». Это тот самый дворец, где происходят события драмы Лермонтова «Маскарад» — именно здесь, где теперь Малый зал Филармонии и встроен вестибюль станции метро «Невский проспект». Другим фасадом здание выходит на канал Грибоедова. Узнали? Так вот скрипичный мастер Иван Батов, недавний крепостной графа Шереметева, жил здесь в квартире, окнами выходящей на канал.

Батов (1767-1841) был из тех мастеров, которыми вдохновлялся Лесков, создавая своего Левшу. Он был знаменит среди современников, но сегодня, спустя два с лишним века, трудно понять, что в биографии Ивана Андреевича правда, а что вымысел. Наверняка известно, что граф Н.П. Шереметев решил учить самых одаренных своих крепостных строительству скрипок. Иван Батов показал в этом искусстве выдающиеся способности, которые были оценены очень высоко, в том числе и императором, который сам умел играть на скрипке.

Сначала крепостной мастер изготавливал инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года Батов проживал в Санкт-Петербурге, и Шереметев позволил ему принимать заказы от музыкантов. Крепостной мастер ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора, а в 1820-м император Александр I купил у него скрипку за 2000 рублей — небывалые по тем временам деньги! Наконец, в 1827 году Батов получил от графа вольную — якобы за виолончель своей работы. В 1829 году Иван Батов удостоился на петербургской выставке Большой серебряной медали для ношения на Аннинской ленте. На его инструментах играли признанные российские и европейские виртуозы — Александр Львов, Бернард Ромберг, Кароль Липинский: За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар, а еще отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы.

Все эти шедевры разлетелись по стране, оказались за границей. Сегодня к сохранившимся работам Батова причисляют 17 инструментов — четыре скрипки, один альт, четыре виолончели, два контрабаса, шесть гитар. Они хранятся в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, Музее-усадьбе «Останкино», Госколлекции, Эрмитаже, Музее имени Глинки, а две гитары — у частных лиц.

«О Батове бытует масса легенд, — говорит сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир КОШЕЛЕВ. — Например, о том, что для основоположника русской скрипичной школы Хандошкина мастер изготовил из гробовой доски балалайку, которую пытался купить Потемкин...»

Исследователи убедились и в том, что в инструменты Батова вклеивали этикетки знаменитых итальянских мастеров — чтобы продать подороже. А есть примеры другого рода: этикетки с именем Батова и датами первой четверти XIX века набраны на бумаге, изготовленной не ранее 1844 года. Дошедшие до нас инструменты нуждаются в дополнительной атрибуции, реставрации и возвращении в концертную жизнь. Вот это и будет сделано в рамках долгосрочной совместной программы Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Музея-усадьбы «Останкино» (Москва) «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву».

На выставке «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» в Шереметевском дворце представлено 12 инструментов мастера. В Музее театрального и музыкального искусства хранятся две скрипки, альт, виолончель и гитара авторства Батова. Эрмитаж представил на выставку гитару, виолончель и контрабас. Из Музея-усадьбы «Останкино» для показа и исследования привезены семиструнная гитара 1804 года с этикеткой Батова и виолончель.

На торжественном открытии выставки скромно присутствовал потомственный музыкант и реставратор Владимир Андреевич Якименко, без участия которого это событие не могло бы состояться. Благодаря его мастерству вторую жизнь обрели инструменты, которые хранятся в коллекции Музея музыки в Шереметевском дворце. Вот и сейчас отреставрированные инструменты Батова снова зазвучали на концертной сцене в Белом зале Шереметевского дворца. Могу подтвердить: звучание божественное

Ирина Смирнова

Источник

511


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95