Все слышали про скрипки Страдивари, но мало кто знает про Ивана Батова, крепостного графа Шереметева, создателя струнных инструментов звучания редкостной красоты. А ведь его уже при жизни сравнивали с великим итальянцем, называя Батова русским Страдивари. Репортер «Труда» получил редкую возможность увидеть и услышать рукотворные шедевры крепостного мастера, представленные на выставке в Шереметевском дворце.
На Невском проспекте, 30, в доме, который со времен мецената В.В. Энгельгардта известен как один из центров музыкальной жизни Петербурга, среди имен Пушкина, Глинки и Рубинштейна отдельной строкой значится: «В начале XIX века в этом доме жил инструментальный мастер Иван Батов». Это тот самый дворец, где происходят события драмы Лермонтова «Маскарад» — именно здесь, где теперь Малый зал Филармонии и встроен вестибюль станции метро «Невский проспект». Другим фасадом здание выходит на канал Грибоедова. Узнали? Так вот скрипичный мастер Иван Батов, недавний крепостной графа Шереметева, жил здесь в квартире, окнами выходящей на канал.
Батов (1767-1841) был из тех мастеров, которыми вдохновлялся Лесков, создавая своего Левшу. Он был знаменит среди современников, но сегодня, спустя два с лишним века, трудно понять, что в биографии Ивана Андреевича правда, а что вымысел. Наверняка известно, что граф Н.П. Шереметев решил учить самых одаренных своих крепостных строительству скрипок. Иван Батов показал в этом искусстве выдающиеся способности, которые были оценены очень высоко, в том числе и императором, который сам умел играть на скрипке.
Сначала крепостной мастер изготавливал инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года Батов проживал в Санкт-Петербурге, и Шереметев позволил ему принимать заказы от музыкантов. Крепостной мастер ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора, а в 1820-м император Александр I купил у него скрипку за 2000 рублей — небывалые по тем временам деньги! Наконец, в 1827 году Батов получил от графа вольную — якобы за виолончель своей работы. В 1829 году Иван Батов удостоился на петербургской выставке Большой серебряной медали для ношения на Аннинской ленте. На его инструментах играли признанные российские и европейские виртуозы — Александр Львов, Бернард Ромберг, Кароль Липинский: За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар, а еще отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы.
Все эти шедевры разлетелись по стране, оказались за границей. Сегодня к сохранившимся работам Батова причисляют 17 инструментов — четыре скрипки, один альт, четыре виолончели, два контрабаса, шесть гитар. Они хранятся в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства, Музее-усадьбе «Останкино», Госколлекции, Эрмитаже, Музее имени Глинки, а две гитары — у частных лиц.
«О Батове бытует масса легенд, — говорит сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир КОШЕЛЕВ. — Например, о том, что для основоположника русской скрипичной школы Хандошкина мастер изготовил из гробовой доски балалайку, которую пытался купить Потемкин...»
Исследователи убедились и в том, что в инструменты Батова вклеивали этикетки знаменитых итальянских мастеров — чтобы продать подороже. А есть примеры другого рода: этикетки с именем Батова и датами первой четверти XIX века набраны на бумаге, изготовленной не ранее 1844 года. Дошедшие до нас инструменты нуждаются в дополнительной атрибуции, реставрации и возвращении в концертную жизнь. Вот это и будет сделано в рамках долгосрочной совместной программы Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Музея-усадьбы «Останкино» (Москва) «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву».
На выставке «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» в Шереметевском дворце представлено 12 инструментов мастера. В Музее театрального и музыкального искусства хранятся две скрипки, альт, виолончель и гитара авторства Батова. Эрмитаж представил на выставку гитару, виолончель и контрабас. Из Музея-усадьбы «Останкино» для показа и исследования привезены семиструнная гитара 1804 года с этикеткой Батова и виолончель.
На торжественном открытии выставки скромно присутствовал потомственный музыкант и реставратор Владимир Андреевич Якименко, без участия которого это событие не могло бы состояться. Благодаря его мастерству вторую жизнь обрели инструменты, которые хранятся в коллекции Музея музыки в Шереметевском дворце. Вот и сейчас отреставрированные инструменты Батова снова зазвучали на концертной сцене в Белом зале Шереметевского дворца. Могу подтвердить: звучание божественное
Ирина Смирнова