Колледжи столицы сегодня работают не только со своими студентами. Азы профессионального мастерства на их базе осваивают школьники, проходят переквалификацию взрослые.
Колледжи уже взяли на себя профессиональное обучение школьников, включились в процесс преподавания технологии в школах, открыли для молодежи и взрослого населения курсы подготовки по различным профессиональным направлениям. В городе восстанавливаются исчезнувшие когда-то станции юных техников, создается обширная сеть кружков технического творчества. Образовательные услуги колледжей востребованы среди москвичей разных поколений. По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ирины Потехиной, спрос на кадры среднего звена постоянно растет.
«В рамках профессиональных образовательных проектов в нашем колледже успешно функционируют центры прикладных квалификаций, сертификации сотрудников и выпускников, центр международных стажировок. Разрабатываются новые образовательные программы: школы гостиничного и ресторанного бизнеса, школа высоких технологий», — рассказывает директор Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Наталья Седова.
Она добавляет, что в колледже функционирует 59 объединений дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 1300 студентов и школьников. Центр прикладных квалификаций (центр профессиональной мобильности) колледжа реализует 55 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В 2017 году обучение прошли 1266 человек из числа взрослого населения и работников предприятий-партнеров. Выпускники колледжа востребованы на рынке труда, они легко встраиваются в производственный процесс работодателя.
Московские колледжи вводят новые программы и формы обучения, вступают в значимые городские проекты, все больше школьников выбирают не вуз, а колледж в качестве следующего пункта своей образовательной траектории.
С сентября 2017 года 53 колледжа предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 165 профессиям. У школьников появилась уникальная возможность ходить на занятия в колледж, обучаясь в школе, и получить одновременно с аттестатом свидетельство о профессии. В 2016 году стартовал городской проект, который предполагает организацию уникальных уроков технологии для учеников 5-9 классов на производственных профильных площадках, в мастерских и лабораториях колледжей. В 2017/18 учебном году 43 колледжа включились в проект.
Кроме того, пятый год подряд проект «Профессиональная среда» помогает школьникам Москвы определиться с будущей профессией, знакомит их с наиболее востребованными в стране прикладными специальностями: гостеприимство, экономика, образование, медицина, наземный транспорт, строительство и проектирование, IT-рынок, телекоммуникации, а также обрабатывающая промышленность и редкие специальности. Стартовав в октябре 2013 года, проект, благодаря большому количеству вовлеченных в него образовательных учреждений и необычным формам работы, стал популярным у москвичей.
«Колледж помог мне стать одним из лучших в России в своей профессии. В основном мои одноклассники пошли в институты учиться тем профессиям, специалистами в которых и так переполнен рынок труда. Тем временем после колледжа у меня уже будет высокооплачиваемая работа, я буду востребован в сфере строительства, буду строить дома, занимаясь любимым делом, а в дальнейшем планирую открыть свой строительный бизнес», — так говорит о себе студент Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 Максим Леонтьев.
Сегодня заинтересовать образовательным процессом молодых людей, которые давно на ты с различными гаджетами, без использования современного оборудования и технологий практически невозможно. Московские колледжи в последние годы активно развивают материально-техническую базу.
«Материально-техническая база нашего колледжа укреплена за счет приобретения новейшего современного оборудования: это компьютерные классы, лаборатории по различным направлениям и компетенциям WorldSkills Russia. Стоит отдельно назвать такие инновационные лаборатории, как мини-аэропорт, который создан совместно с нашим стратегическим партнером, — аэропортом Домодедово — сверхновую лабораторию по компетенциям будущего FutureSkills („Разработка виртуальной и дополненной реальности VR/AR“ и „Машинное обучение и большие данные“)», — отмечает Наталья Седова.
Лаборатории и мастерские колледжей оборудованы по международным стандартам, что позволяет студентам не только стать квалифицированными специалистами, но и подготовиться к международным состязаниям профессионального мастерства.
На Национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) сборная Москвы второй год подряд занимает первое командное место. В соревнованиях 2017 года московская сборная завоевала золотые медали по 22 основным компетенциям. Представители Москвы, вошедшие в национальную сборную России на чемпионате мира по профессиональному мастерству 2017 года в Абу-Даби, завоевали 2 золотых и 2 серебряных медали в компетенциях: «Ювелирное дело», «Экспедирование грузов», «Парикмахерское искусство», «Обслуживание грузовой техники». На заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства в 2017 году сборная Москвы, состоящая из студентов колледжей, заняла первое командное место. По результатам III Национального чемпионата «Абилимпикс» команда города Москвы стала абсолютным лидером. С сентября 2016 года работает проект «Кружок от чемпиона». Московские школьники перенимают опыт у победителей и призеров предметных олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, «Абилимпикс». Базами для проведения кружков стали московские школы и колледжи, подготовившие победителей.
В прошлом учебном году в Москве прошла пилотная апробация системы выпускного демонстрационного экзамена по международным стандартам WorldSkills Russia, на которых студенты колледжей продемонстрировали хорошие результаты. В сдаче демонстрационного экзамена приняли участие около 10 тыс. человек. Стоит отметить объективность экзамена, ведь работу ребят оценивают независимые эксперты, в том числе из других регионов.
«Благодаря учебе в колледже я многого достиг. Например, дважды побывал в Германии на стажировке, принимал участие в чемпионатах WorldSkills, завоевывая призовые места. Кстати, на последнем из них (а это был мировой чемпионат) я взял бронзу в компетенции „Водные технологии“», — рассказывает студент Политехнического колледжа № 8 имени дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова Дмитрий Пономарев.
В Минобрнауки России согласны с мнением некоторых экспертов о том, что в ближайшие годы востребованность учебных программ среднего профессионального образования будет серьезно расти. И московские колледжи готовы к вызовам времени.
Сергей Зайцев