Если бы меня попросили придумать идею логотипа Укрпочты, я бы посоветовал использовать улитку. Даже не черепашку, а самого настоящего украинского «равлика». У меня просто удивительно отрицательный опыт отношений с этой службой. Временами – душераздирающий.
Самая яркая история случилась в 2014 году, когда из-за военных действий мне пришлось поспешно выехать из Донбасса. Произошло это в июле, когда было достаточно тепло. Взяв курс на запад, я надеялся вернуться и поэтому не захватил зимние вещи (да и тяжело было). Однако тем временем ситуация усугубилась, и под конец лета я принял решение осесть в Винницкой области, где жили несколько моих друзей.
В конце августа я попросил папу отправить мне посылку с теплой одеждой. Укрпочта на территории Донбасса тогда ещё работала. Отец выполнил мою просьбу охотно и быстро, и я стал ждать. Прошла неделя, потом вторая, и никаких известий о том, что меня ищет ценный груз, не было. Я серьезно забеспокоился и стал искать способы узнать о судьбе посылки.
Оказалось, что на сайте Укрпочты есть замечательная функция отслеживания отправлений. Она позволила выяснить, что посылка попала из Макеевки в Мариуполь, где благополучно застряла. Горячая линия, разговор с сотрудницей почты в пгт Оратов ни к чему не привел. Резюме: «Надо ждать».
Однако спустя «всего» 3 недели посылка доползла до нашего населённого пункта. Как раз на следующий день наступили холода и выпал небольшой снег.
Можно, конечно, сделать поправку на военные действия, хотя Мариуполь не числился в категории оккупированных городов. Удивительно другое – сервис учреждения позволяет отслеживать отправления, но от этого совсем не спокойнее на душе – возможности повлиять на ситуацию нет.
Можно часами рассказывать, как обслуживают на почте и как теряли мои письма. Например, отправлял 3 или 4 письма одному знакомому в пределах области, дошло в итоге только первое. Когда попытался поговорить на эту тему с сотрудницей почты, столкнулся с недоумением. Суть ответа: «Если бы хотя бы заказное, тогда еще можно было бы подумать, как его разыскать. А так…» Чего ж я ещё хочу, если даже не оплатил, кроме конверта и марки, доставку?!
А действительно, чего? Наверное, скорости обслуживания.
Вот еще одна ситуация. Зашел, чтобы купить конверт. Передо мной только одна женщина, она пытается добиться, где предназначенная для неё посылка, а точнее, если правильно понял, две. Сотрудница почты пыталась привлечь коллегу словами: «Ну посмотри, международная посылка!» Однако это не произвело на последнюю никакого впечатления. Видимость поисков, попытки звонков были, но…
Всё это происходило по-о-отихо-о-оньку – в темпе ленивца из мультфильма «Зверополис». Я простоял, наверное, минут 20-25, пока не выяснилось, что посылку кинули в какой-то мешок и её можно будет забрать в понедельник. За мной уже собралась очередь.
Наконец настал мой черёд. Купив конверт, я попросил ещё 2 тетради с определённым числом листов – 24 и 36 – и даже ткнул их на витрине. Снова реакция была отнюдь не молниеносной. Одну из них сотрудница почты искала добрых несколько минут, разгребая завалы тетрадей, наваленных в кучу, очевидно, без какой-либо системы. Но всё-таки нашла.
Другая ситуация. Ждал посылку из интернет-магазина Китая. В один прекрасный день, примерно через месяц после заказа, мне позвонили с утра и пригласили зайти за посылкой в отделение. Я решил сделать это только после обеда, так как были текущие дела. Когда же пришёл, получил ответ, что почтальонша забрала её и понесла по моему адресу.
Ещё одна забавная традиция есть у почтальонов в посёлке, где живу сейчас. Зная примерный круг общения своих адресатов, они нередко просят передать письмо, извещение или даже посылку того, кто им первым попался на глаза. Видимо, это экономит время и силы. Чего не скажешь об одной моей знакомой, которой однажды пришлось разносить письма и посылки одновременно нескольким своим подругам.
Догадываюсь, что некоторые читатели захотят призвать автора к сочувствию: мол, за такую зарплату, при отсутствии мотивации, кто будет работать энергично и с энтузиазмом? Однако возражать я и не собираюсь. Вопрос: почему эту мотивацию никто не создаёт?
В конечном итоге службы «Новая почта» и Delivery, по моим ощущениям и опыту, придумали отличную удобную систему, которая работает практически бесперебойно. Регулярно пользуюсь услугами первой из них и не помню ситуаций, чтобы что-то нарушило слаженный механизм. На доставку уходит обычно до двух рабочих дней.
Да, стоимость услуг чуть выше, но что мешает государственной почте её поднять, при этом выполняя работу лучше? В какой-то момент ходили слухи, что Укрпочта взялась за сервис и вот-вот ситуация изменится. Однако увы – улучшений я так и не заметил.
Кирилл Жихарев