Продолжаем публикацию интервью Андрея Ванденко. Разговор, состоявшийся в 2008 году с режиссёром Дмитрием Месхиевым.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
На днях одна из крупнейших частных кинокомпаний страны Russian World Studios («Всемирные Русские Студии») объявила о запуске новой современной киностудии «РВС - Санкт-Петербург». Ее директором назначен председатель правления Союза кинематографистов города известный режиссер Дмитрий Месхиев, который провел для «Итогов» экскурсию по павильонам студии и рассказал об амбициозных планах питерской «фабрики грез».
- Что вам, Дмитрий, стоит дом построить?
- Построили, допустим, без моей помощи, я пришел почти на все готовенькое. Директором стал меньше месяца назад, а работы тут велись на протяжении последних двух лет. Впрочем, меня еще на ранней стадии привозили на стройплощадку, пытаясь заинтересовать проектом, но потом дело слегка застопорилось, и я решил, что ничего путного из затеи не выйдет. Минувшей весной приехал сюда вновь и поразился, как много сделано. И главное, что строилась именно киностудия, в строгом соответствии с первоначальным планом. А то ведь знаете, как у нас порой бывает? Задумывалось одно, а в итоге получилось совсем другое - очередной торговый комплекс, бизнес-центр или склад для хранения пива.
- Не удивились, что вас позвали рулить?
- Творческие люди иногда лишь создают видимость, будто не от мира сего и далеки от житейских проблем. Мой старый знакомый Натан Федоровский, живший в Германии и коллекционировавший русское искусство, как-то рассказал поучительную историю о Марке Шагале, свидетелем которой стал. К великому художнику приехали покупатели. Шагал, заламывая от смущения руки, начал говорить, что ничего не смыслит в ценах, не умеет торговаться и каждая картина для него словно ребенок, которого трудно оторвать от груди. Потом позвал жену: мол, она вам все покажет. Та стала водить гостей по студии, а Шагал с отрешенным видом остался сидеть в кресле. Федоровский в один из моментов оглянулся и заметил: художник на пальцах украдкой подавал жене знаки, сигнализируя, какую сумму называть...
- Это вы к чему, Дмитрий?
- Почему-то вдруг вспомнилось.
- Понятно. Будем вашу жену звать или сами расскажете о хозяйстве?
- Начну с того, что полноценных киностудий в нашей стране не строилось с нуля лет этак 50-60. А то и более. Первая очередь «РВС - Санкт-Петербург» представляет собой шесть павильонов, четыре из которых по 850 квадратных метров. При желании в них можно хоть батальные сцены снимать, хоть на танке ездить - место позволяет. Потолки - 18 метров, а полы покрыты специальным полимерным слоем, что делает их идеально ровными, гарантируя плавный ход камеры. Система верхней механики выполнена с применением хойстов - подъемных устройств, пока не слишком распространенных в России. Для лучшей звукоизоляции использованы самые современные акустические материалы и технологические конструкции. За стеной как бы идут ожесточенные бои, а в соседнем павильоне можно снимать полет шмеля. И любые подводные съемки для нас не проблема - для этой цели на студии сооружен специальный бассейн, тоже, кстати, первый в стране. Плюс гримерные, костюмерные, мастерские, офисы, переговорные зоны, складские помещения, кафеЕ Словом, то, без чего киностудия не может нормально функционировать. Достраиваем большой комплекс postproduction, уже сегодня готов сказать: с точки зрения качества звука и монтажа это будет самая серьезная история в стране.
- Не экономкласс?
- Лучшая аппаратура, последнее слово науки и техники! Такого Dolby, как здесь, в России еще не видели.
- Даже на «Мосфильме»?
- Безусловно. Все современное, продвинутое. К нам сейчас вереницей идут груженые фуры с разнообразным оборудованием, это меня чрезвычайно радует. Осветительные приборы Аrri, кинокамеры последнего поколения... Впереди строительство второй и третьей очередей «РВС» с новыми большими павильонами (в том числе площадью две тысячи квадратных метров), цехом обработки пленки, производственным комплексом, студией спецэффектов, натурными площадками. Дело не за горами, уже осенью должны начаться работы. 8 июля администрация Петербурга выделила нам для этих целей участок в восемь тысяч квадратных метров. Как говорил Иван Лапшин, герой картины бесконечно ценимого мною Алексея Германа, мы еще построим здесь сады и будем гулять в них... Собственно, прогуляться можем уже и сейчас. Знаете, когда я молодым, начинающим режиссером впервые попал на западную киностудию, кажется, это было в Германии, то ходил там, смотрел по сторонам, облизывался и думал: не видать нам такого никогда. Оказывается, не только у «Газпрома» мечты сбываются. Перспективы раскрываются радужные, и это очень возбуждает: престижно участвовать в создании новой студии, где все устремлено в будущее.
- И по такому случаю вы следом за героем другого киноклассика, Эльдара Рязанова, даже решили родину продать?
- Ничего подобного! «Ленфильм» я не предавал и не продавал, как любил его, так и люблю. Там трудились мои папа, мама, сестра, я сам отдал ему 27 лет, что, как несложно сосчитать, составляет значительную часть моей жизни. Словом, ни при каких условиях не позволю новой студии сознательно мешать нормальному существованию «Ленфильма». Да, мы прямые конкуренты, но одновременно и партнеры. Работать можно и нужно честно, не подставляя подножки друг другу. По крайней мере надеюсь, что наше появление вдохнет жизнь в старую киностудию. Пока «Ленфильм» в Петербурге был безальтернативен, и это мешало ему развиваться, перестраиваться на новые рельсы. Теперь волей-неволей придется меняться. Мы будем подстегивать. Нужно двигаться вперед. Закон диалектики.
- Вопрос председателю питерской организации кинематографистов: вы за приватизацию «Ленфильма»?
- Мне сложно вам ответить. Я за студию, но что нужно сделать для ее спасения, пока не знаю. Стены ведь можно возвести новые, но как сохранить в них былой дух? Сейчас важно ничего не разрушить, сберечь традиции. Наверное, на данном этапе передача «Ленфильма» в частные руки нежелательна, больно уж лакомым куском недвижимости в центре Петербурга выглядит студия, велик соблазн выгнать киношников и застроить территорию бизнес-центрами, гостиницами или элитным жильем.
- А к идее слияния в единый холдинг трех студий - «Мосфильма», «Ленфильма» и Горького - как относитесь?
- В данном случае могу сказать вполне определенно: я получил официальный ответ от нового министра культуры Александра Авдеева и искренне рад сообщить, что подобного объединения не будет. Не скрою, я категорически возражал против альянса, поскольку считал его ненужным и даже вредным. «Ленфильм» - самодостаточная единица, которую ни с кем не нужно сливать. Возвращаясь же к вопросу взаимоотношений с коллегами, ответственно заявляю, что мы не собираемся хитростью переманивать чужие кадры. Пока не взяли ни одного сотрудника с «Ленфильма» и не планируем впредь. Будем сами растить специалистов. Понимаете, у меня нет генеральной линии по подбору команды, кроме единственного правила: оставаться порядочным человеком в этом смысле. Да и в остальных тоже. Что касается штатного расписания «РВС», на данный момент оно ограничено 158 единицами.
- Зато название у вас весьма претенциозное - «Всемирные Русские Студии».
- Зачем скромничать-то? Мы дерзкие и наглые, не стесняемся признаться, что рассчитываем в ближайшем будущем превратиться в серьезного европейского игрока на рынке киноуслуг.
- Голливуд на Неве? Подобные амбиции надо материально подкреплять.
- Сравнивать Петербург с Лос-Анджелесом даже как-то пошло. За океаном своя свадьба, здесь - своя. Рассудите: какое нам дело до американской «фабрики грез», когда есть вполне осязаемые российские реалии? Вы, вероятно, в курсе, что в конце 2007 года кинокомпания RWS была преобразована в ЗАО «РВС», совместное предприятие с АФК «Система». Строительство первой очереди студии в Петербурге обошлось акционерам почти в 50 миллионов долларов, примерно такая же сумма будет потрачена на техническое оснащение. Общий объем инвестиций во все три очереди составит около 250 миллионов долларов.
- «РВС» вкладывает в проект собственные средства?
- В основном это займы.
- Взятые внутри страны или за рубежом?
- Разве это принципиально? Деньги не знают границ, они должны работать там, где есть выгода.
- Поясню. Слышал мнение, будто за вами стоит кто-то из мейджоров, крупнейших голливудских кинокомпаний, пытающихся подобным образом войти на наш рынок, наладить здесь собственное производство.
- Какой смысл американцам прятаться за чужими спинами? Они вполне легально обосновались в Румынии и Болгарии, выпускают там ежегодно десятки рассчитанных на англоговорящую аудиторию фильмов, в том числе с многомиллионными бюджетами. Конечно, российский рынок весьма привлекателен и перспективен, но, поймите, Disny или Fox не торопятся вкладывать деньги, считая, что их громкое имя само по себе является достаточным взносом в проект. С другой стороны, и нам надо чуток подучиться, чтобы на Западе начали видеть в нас серьезных и надежных партнеров, способных работать по мировым стандартам, гарантирующих стабильное качество, соблюдение оговоренных сроков и прочих обязательств. Это задача на ближайшую перспективу. Технические предпосылки на студии «РВС» созданы, повторяю, мы уже сегодня функционально ничем не уступаем европейским аналогам. Теперь на повестку дня выходят вопросы менеджмента, пресловутый человеческий фактор. Даже если теоретически предположить, что мы стали бы демпинговать, заманивая клиентов более низкими расценками, чем у основных игроков в Восточной Европе, не факт, что заказчики побежали бы к нам гурьбой. Их в первую очередь интересуют уровень сервиса, техническая оснащенность, спектр услуг, а потом уже цена.
- Когда, по расчетам, должны окупиться затраты «РВС»?
- Обозначен срок - семь лет, но буду рад, если это случится раньше. Пока мощность студии - 20 проектов в год. Одновременно можем снимать 6-7 полнометражных фильмов и телесериалов. Планируем делать самое разное кино - от многосерийных «мыльных опер» до серьезных художественных картин и крупномасштабных блокбастеров со сложными спецэффектами.
- Предполагаете заниматься собственным производством или будете сдавать павильоны в аренду сторонним компаниям?
- Оба варианта подходят. Думаю, первоначальная пропорция окажется 6:4 в пользу заказов извне.
- Что-то уже находится в работе?
- В ближайшие два месяца запустим сразу восемь проектов, в том числе три полнометражных фильма. Первыми стартовали съемки долгоиграющего сериала «Слово женщине», я провожу пробы актеров в картину «Человек у окна». Это будет современная мелодрама с налетом трагикомедии, рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию.
- Звезд зовете?
- Сергей Гармаш, Евгения Добровольская, Андрей Мерзликин... На главную роль приглашен Юрий Стоянов. Думаю, ничего подобного ему еще не предлагали сыграть.
- Даже Никита Михалков?
- Откровенно говоря, мне не очень понравился фильм «12». Впрочем, разговор сейчас не о нем и даже не о моем кинопроекте. Все-таки мы беседуем о новой студии. Отношусь к ней как к своей, не воспринимаю себя в качестве нанятого работника. Только так можно обрести успех. И хочу, чтобы вы поняли: нам даже нет смысла как-то по-особенному себя расхваливать и пиарить. Люди сами идут потоком. Предложений от кинематографистов, частных производящих компаний поступает очень много, в Петербурге потребность в новых площадях для кинопроизводства чрезвычайно велика. Сейчас в нашем городе снимают даже больше, чем в Москве, существующие павильоны расписаны на годы вперед. Раз есть спрос, его надо удовлетворять - нормальный рыночный подход. Этим, собственно, мы и намерены заняться, не откладывая в долгий ящик. Не люблю громких заявлений, предпочитаю делом доказывать свою эффективность. Мы уже формируем пакет заказов на следующий год. Как все пойдет, увидим. На теле- и киноэкранах. Надеюсь, очень скоро.