Целый день провёл на фирме.
Всё пытаюсь понять: почему мы так медленно движемся вперёд?
Мне бы, конечно, задаться другим вопросом: почему так мало нам платят, как сделать самоокупаемым проект «Набираем.Ру»?
Впрочем, знаю ответ. Надо в десять раз увеличить число пользователей, то бишь учеников, и тогда мы выйдем на самоокупаемость.
А как этого добиться? Есть два способа.
Первый — самый простой и правильный. Дать рекламу на многих сайтах в Интернете, разместить объявления в газетах и журналах, отпечатать бешеное количество листовок и расклеить их в подъездах жилых домов, договориться о рекламе в метрополитене и на уличных билбордах — всё, мы за три месяца увеличим посещаемость в десятки раз.
Но к этому времени фирма закроется, ибо у нас не останется денег на жизнь: зарплаты, Интернет, коммунальные услуги, оплату труда дизайнера и так далее... Реклама — штука фантастически дорогая.
Попытаюсь летом начать переговоры, чтобы «провести» нас по Москве как социальную рекламу. Боюсь, то, что получилось у нас несколько лет назад, второй раз может не пройти. Попытаться можно... Второй способ — сложнее: делать наш сайт таким, чтобы его ученики, читатели, участники нашей социальной сети рассказывали о нас всем. Так называемое «сарафанное радио». Но и в этом случае нужна серьёзная реклама. Вот кока-колу все знают — а её ведь всё равно рекламируют. Марки автомобилей известны всем — а их ещё как рекламируют. В рекламу вкладывают огромные деньги — и есть отдача. Это касается и зубной пасты, и лекарств, и даже тех или иных банков, о которых вроде известно всем, а всё равно всюду постеры, билборды, ролики по телевидению, рассылки в Интернете...
А нам — сложнее.
«СОЛО на клавиатуре», во-первых, одноразовый продукт: один раз человек научился — второй раз мы не очень-то ему нужны.
Во-вторых, к нам не просто надо заглянуть на сайт (к этому ещё можно побудить человека): у нас нужно тратить время и силы — заниматься! А на это уже многие не способны.
— Евгений Алексеевич, — говорил я своему заместителю, — почему у нас нет конкретных заданий для программистов? Всё общие слова. Всё время они занимаются тем, что исправляют допущенные ошибки: что-то не открывается, что-то некорректно работает... Давайте, — продолжал я, — хоть что-нибудь одно доведём до конца. Те же соревнования — ну сделаем их такими яркими, интересными, что если уж ты на них зашёл — тебя просто за уши нужно отрывать от компьютера. Там можно многое улучшить: поздравления с повышением скорости набора — хоть на один знак, забавные картинки, любопытные тексты, общение соревнующихся в чате — это всё реально, а мы в этом направлении ничего не делаем!
— Тормозит дело художник — мы не получили до сих пор оформления, а без него функционал делать невозможно, — возразил Евгений Алексеевич Никитин.
— Ну а чем ещё сейчас заняты программисты — вы можете мне показать? Вы для каждого программиста уже разработали задания? Мне Михаил Юрьевич Горшков говорит, что заданий нет.
— Я не успеваю...
Мы договорились с Е. А. Никитиным вместе посидеть на следующей неделе и серьёзно обсудить, что сделать для того, чтобы наш сайт всё-таки приносил деньги; чтобы на нём хотелось остаться всем, кто заглянул хотя бы один раз.
Ещё сегодня было два курильщика.
Один запомнился особо — славный парень, который долго собирался к нам прийти, но всё откладывал и откладывал:
— Я боялся вас! Уж больно «прирос» к сигарете...
На сеансе он делал всё так замечательно, что я почти на сто процентов уверен: этот парень больше никогда не станет курить. Отметил его радостное состояние, когда он выходил из кабинета со словами:
— Даже думать не могу о сигарете — плохо становится...
— Правильно, — сказал я, — и у вас это ощущение сохранится!
Произнёс я это жёстко — чтобы впечаталось, втемяшилось, врезалось.
А вот список тех, кому публично приношу особую благодарность. Список из десяти человек.
На самом деле таких людей, к счастью, больше.
Вы можете посмотреть личные странички этих солистов.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Любопытно: через два дня он написал мне письмо, что всё в порядке, не курит, и оставил отзыв на нашем сайте.
Потом я ещё несколько раз проверял его — последний раз позвонил ему вчера, 15 июля. Более четырёх месяцев прошло после сеанса — не курит парень! Уже хорошо!
«Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление». Олдос Хаксли